Введение:
Бухгалтерский учет – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Бухгалтерский учет осуществляется путем сплошной и последовательной регистрации всей учетной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции. В задачи бухучета входит формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления ею, для использования налоговыми органами и банками, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми органами, другими заинтересованными организациями и лицами.
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности.
Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а также методы алгоритмизации.
Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:
- неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;
- искажение сумм причитающегося налога как с имущества, так и с прибыли;
- неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств.
Своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета, налогообложения и использования основных средств позволит избежать многих неприятностей.
Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств.
С чего начать и в какой последовательности производить аудит основных средств? Этот вопрос каждый аудитор решает самостоятельно, исходя из собственного опыта. Главное состоит с том, чтобы при проверке был охвачен весь комплекс вопросов по учету основных средств.
В дипломной работе собран материал по учету и аудиту основных средств, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы банков и иных кредитных организаций.
Глава 3:
Типичные ошибки, выявленные при аудите основных средств:
1) аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных (форма ОС-6),однако зачастую предприятия считают ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а те предприятия, где эти карточки ведут , не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов;
2) материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете “Основные средства”;
3) информация о наличии основных средств по данным Главной книги не соответствует информации об их остатках по данным инвентарных карточек, что нередко влечет за собой недоначисление или переначисление амортизации;
4) в состав первоначальной стоимости объекта основных средств включается вся сумма процентов за пользование кредитом, уплаченных банку как до ввода , так и после ввода объекта в эксплуатацию ;
5) при покупке основных средств у физических лиц не всегда производится удержание налога на доходы физических лиц ;
6) организация продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации ;
7) не всегда предъявляются санкции к подрядчику за нарушение срока проведения ремонта ;
8) остатки ремонтного резерва не присоединяются к прибыли отчетного года.
Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения [18,c.15]. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:
1. Методы фактического контроля
а) инвентаризация;
б) контрольный обмер.
2. Методы документального контроля
а) формальная проверка;
б) арифметическая проверка;
в) проверка документов по существу.
3. Прочие методы
а) наблюдение;
б) опрос;
в) экономический анализ [23,c.125].
Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств при проверке основных средств.
Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации.
Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск.
Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”.
Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.
Заключение:
Бухгалтерский учет – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Бухгалтерский учет осуществляется путем сплошной и последовательной регистрации всей учетной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции. В задачи бухучета входит формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления ею, для использования налоговыми органами и банками, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми органами, другими заинтересованными организациями и лицами.
Основными задачами бухгалтерского учета в Сберегательном Банке РФ являются:
- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
- использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Основные этапы проведения аудиторской проверки основных средств в экономическом субъекте:
1) независимо от организационно-правовой формы собственности аудита основных средств необходимо начинать с ознакомления с учетной политикой проверяемого экономического субъекта в части организации учета основных средств;
2) следующий этап аудита основных средств –проверка результатов последней инвентаризации основных средств;
3) затем следует совершить следующие действия:
а) ознакомления с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период и их отражение в учете;
б) проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации, о наличии с ними договоров о полной материальной ответственности ;
в) ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами;
г) ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией организации;
д) установление обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами.
Учет основных средств ведется по их назначению. В таком же порядке учитывается и амортизация основных средств.
Все операции по основным средствам осуществляются через счет 604 “Основные средства”.
Все операции по выбытию основных средств осуществляются через счет 612 “Выбытие и реализация”.
Амортизация основных средств ведется на счете 606.
Учет создания и приобретения основных средств ведется по счету 607 “Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов”.