Введение:
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в нача-ле 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономиче-ских реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Корни многих сегодняшних проблем в России уходят в существовавшую ра-нее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и тех-ническую отсталость.
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой сис-темы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирую-щих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Государственный бюджет представляет собой цен-тральное звено финансовой системы страны. Через государственный бюджет обра-зуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.
Государственный бюджет, будучи экономической категорией, выражает эко-номические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расхо-дования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стиму-лировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование фи-нансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет от-вечать требованиям времени.
В первую очередь это касается регионов Российской Федерации, так как фи-нансово-бюджетный кризис, обострившийся летом 1998 года, оказал чрезвычайно неблагоприятное воздействие на их экономику. В отличие федерального центра ре-гионы не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, требует радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной сферы.
Целью дипломной работы является анализ проблем формирования государст-венного бюджета в современных условиях.
Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:
− определить сущность государственного бюджета;
− проанализировать состав доходов и расходов государственного бюджета;
− рассмотреть процесс реструктуризации расходов бюджета в современных ус-ловиях;
Глава 3:
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в нача-ле 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономиче-ских реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Корни многих сегодняшних проблем в России уходят в существовавшую ра-нее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и тех-ническую отсталость.
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой сис-темы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирую-щих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Государственный бюджет представляет собой цен-тральное звено финансовой системы страны. Через государственный бюджет обра-зуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.
Государственный бюджет, будучи экономической категорией, выражает эко-номические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расхо-дования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стиму-лировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование фи-нансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет от-вечать требованиям времени.
В первую очередь это касается регионов Российской Федерации, так как фи-нансово-бюджетный кризис, обострившийся летом 1998 года, оказал чрезвычайно неблагоприятное воздействие на их экономику. В отличие федерального центра ре-гионы не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, требует радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной сферы.
Целью дипломной работы является анализ проблем формирования государст-венного бюджета в современных условиях.
Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:
− определить сущность государственного бюджета;
− проанализировать состав доходов и расходов государственного бюджета;
− рассмотреть процесс реструктуризации расходов бюджета в современных ус-ловиях;
Заключение:
В качестве основных целей экономической политики Правительства Россий-ской Федерации при формировании бюджета является:
− ограничение государственного долга, стабилизация работы промышленности;
− обеспечить оптимальную структуру обслуживания и погашения, государст-венного внутреннего долга, повышение собираемости налогов;
− максимально сконцентрировать финансовые ресурсы на решении высокопри-оритетных задач при обеспечении стабильности в социальных отраслях, продолжить адресную поддержку наименее защищенных категорий населения, полномасштаб-ный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, считаю, что данные задачи будут исполнены.
В заключение хочется отметить, что проанализировав состав доходов и расхо-дов федеральных, региональных и местных бюджетов, расходы федерального бюд-жета за ряд лет, дефицит федерального бюджета как внутренний, так и внешний, межбюджетные отношения можно сказать, что Правительство принимает меры для качественного исполнения бюджета , хотя это удается с трудом.
Доходы федерального бюджета в январе - апреле 2004 года составили 452,8 миллиарда рублей, расходы 424,1 миллиарда рублей. По основному внешнему долгу в 2004 году было выплачено 51,9 миллиарда рублей, чистое привлечение средств с внутреннего рынка составило 6,2 миллиарда рублей.
Министерство по налогам и сборам мобилизовано в федеральный бюджет 277,7 миллиарда рублей, Министерство имущественных отношений - 5,9 миллиарда рублей, Министерство имущественных отношений - 5,9 миллиарда рублей , Мини-стерство Финансов - 6,8 миллиарда рублей, Министерство атомной энергии - 3,7 миллиарда рублей, Государственный комитет по рыболовству - 4,0 миллиарда руб-лей.
Доходы федерального бюджета в январе составили 134,8 миллиарда рублей, расходы - 100,65 миллиарда рублей.