Введение:
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что институт права общей собственности вполне может стать базой для конструирования родового по-нятия общих субъективных гражданских прав, т.е. прав, принадлежащих одновре-менно нескольким лицам. Возможность и необходимость их установления не только на материальные предметы (вещи) предопределяется возможностью юриспруденции отделить друг от друга сферы отношений управомоченных лиц друг с другом и их отношений ко всем другим лицам. А именно юриспруденция обособляет и противо-поставляет другим лицам общую волю, точнее, общее для всех управомоченных во-леизъявление. Подобно тому, как в случае с правами индивидуальной принадлежно-сти все другие лица видят один акт волеизъявления, точно так же в случае с правами общими они воспринимают не отдельные акты волеизъявления каждого из управо-моченных лиц, а единый, выработанный ими по внутренним правилам акт волеизъ-явления.
Добросовестные контрагенты, противостоящие нескольким управомоченным, не должны ничего терять, если окажется, что выраженная вовне единая воля была сформирована или выражена с нарушением внутренних правил, действующих меж-ду управомоченными, – такова основная идея института общих прав, вернее, общих правоотношений, ибо несколькими лицами может быть представлен не только упра-вомоченный субъект правоотношения, но и его контрагент.
Общность того или иного субъективного права для нескольких лиц (соучаст-ников) в большинстве случаев приводит к необходимости законодательного призна-ния за ними вспомогательных субъективных прав абсолютного и относительного характера. Абсолютные права вспомогательного характера имеют своим объектом долю ценности объекта общего права и принадлежат каждому из его обладателей (соучастников) как права индивидуальные, оформляя отношения каждого из соуча-стников с третьими лицами. Относительные же права вспомогательного свойства являются юридической формой отношений между соучастниками, направленных на выработку общей воли в деле реализации общего субъективного права и ее выраже-ние вовне. Осуществление общего субъективного права, таким образом, отличается своеобразным двойственным характером: третьи лица всегда видят перед собой единую волю управомоченного лица и именно в отношении этой воли совершают должные действия, направленные на обеспечение сформировавших ее общих инте-ресов, в чистом виде не присущих, быть может, ни одному из соучастников. Форми-рование же этой общей единой воли представляет собой процесс осуществления других (вспомогательных) субъективных прав, которые принадлежат всякому и ка-ждому соучастнику в общем субъективном праве. Осуществление этих прав, естест-венно, предопределяется в первую очередь индивидуальными интересами каждого соучастника.
Глава 3:
Однако ст. 259 ГК дает возможность создать на этой базе и юридическое лицо – коммерческую организацию в форме хозяйственного товарищества или производ-ственного кооператива. Такая организация становится собственником своего иму-щества, сохраняя за участниками лишь обязательственные права требования (п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 213), а ее правовое положение определяется по нормам закона, регули-рующим статус соответственно товариществ или производственных кооперативов. Вклады участников такой коммерческой организации должны устанавливаться ис-ходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяе-мых в соответствии со ст. 258 Кодекса.
С целью сохранения рассматриваемых хозяйств ГК не предусматривает воз-можности выдела имущества при выходе одного из участников. В этом случае вы-деляющийся участник может претендовать только на получение денежной компен-сации, соразмерной его доле (п. 2 ст. 258).
Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, влекущий его пре-кращение, производится по общим правилам о разделе имущества, находящегося соответственно в совместной или долевой собственности (ст. 254 и 252). Земельный участок подлежит разделу с учетом специальных требований земельного законода-тельства (абз. 2 п. 1 ст. 258). При этом доли участников такого хозяйства как субъек-тов права совместной собственности в соответствии с п. 3 ст. 258 ГК признаются равными, если только иное не установлено их соглашением: например, не определен режим общей долевой собственности с неравенством долей в зависимости от трудо-вого или имущественного вклада в хозяйство.
На базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства по взаимному со-гласию всех членов этого хозяйства может быть образовано хозяйственное товари-щество или производственный кооператив. Поскольку ГК не признает его юридиче-ским лицом, а товарищество или кооператив образуется не на базе хозяйства, а на базе его имущества, реорганизации юридического лица в данном случае не проис-ходит. Хозяйственное товарищество или производственный кооператив возникает как юридическое лицо на базе общности имущества хозяйства, а не путем реоргани-зации ранее существовавшего юридического лица. Как товарищество, так и коопе-ратив обладает правом собственности на имущество, переданное ему в виде вкладов и других взносов членами хозяйства, а также на имущество, полученное в результа-те его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
На базе имущества хозяйства может быть образовано полное товарищество, или товарищество на вере (коммандитное товарищество), правовое положение кото-рых определяется нормами ГК о хозяйственных товариществах (см. ст.66 – 86 ГК). Что же касается членов хозяйства, которые становятся участниками товарищества, то они обычно выступают в качестве полных товарищей. Не исключено, однако, на-личие в товариществе и участников – вкладчиков. А это означает, что оно либо из-начально было образовано как товарищество на вере, либо преобразовано из полно-го товарищества в товарищество на вере впоследствии.
Правовое положение производственного кооператива, помимо соответствую-щих норм ГК, определяется также Законом о сельскохозяйственной кооперации и Законом о производственных кооперативах.
Хозяйственное товарищество (независимо от его организационно-правовой формы) и производственный кооператив относятся к коммерческим организациям и наделяются общей правоспособностью [17;19].
Участники хозяйственного товарищества (полные товарищи и вкладчики) и члены производственного кооператива, образованного на базе имущества хозяйства, перестают быть собственниками имущества, переданного ими товариществу или кооперативу в форме вкладов и других взносов. Собственником этого имущества становится само товарищество или кооператив. Участники товарищества и члены кооператива в соответствии с абз.2 п.2 ст.48 ГК имеют в отношении товарищества или кооператива не вещные, а обязательственные права. В тех случаях, когда в каче-стве участников товарищества (членов кооператива) выступают члены хозяйства, на базе имущества которого произошло образование товарищества (кооператива), раз-мер вкладов участников товарищества (членов кооператива) устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства. Размер долей определяется в соответствии с п.3 ст.258 ГК.
Заключение:
Общая собственность может быть с определением долей (долевая собствен-ность) и без определения долей (совместная собственность) участников. Соответст-венно этому различают право общей долевой собственности и право общей совме-стной собственности. Отношения общей совместной собственности могут иметь ме-сто только в случаях, предусмотренных законом. Доля участника совместной собст-венности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при раз-деле между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одно-го из них. ГК предусматривает два вида общей совместной собственности: общую совместную собственность супругов и общую совместную собственность крестьян-ского (фермерского) хозяйства.
Общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и со-вместной, а с участием юридических лиц и государственных и муниципальных об-разований – только долевой.
Право общей долевой собственности в объективном смысле – это совокуп-ность правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности составляюще-го единое целое имущества (например, жилого дома) одновременно нескольким ли-цам (например, нескольким наследникам собственника жилого дома) в определен-ных долях, а в субъективном смысле – это право двух и более лиц сообща по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им в опреде-ленных долях имуществом, составляющим единое целое.
Совместная собственность в отличие от долевой может быть образована лишь в случаях, предусмотренных законом. В ГК закреплены два вида общей совместной собственности – супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом допускается перевод общей совместной собственности на иной правовой ре-жим. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглаше-нием между ними, владеют и пользуются общим имуществом сообща. Распоряже-ние общим имуществом осуществляется по взаимному согласию всех сособственни-ков. Сделки по распоряжению общим имуществом может совершать каждый из уча-стников совместной собственности, если иное не вытекает из соглашения между ними. Согласие других сособственников на совершение сделки предполагается. В тех случаях, когда один из сособственников совершил сделку по распоряжению об-щим имуществом, не имея необходимых полномочий, она может быть признана не-действительной по требованию других сособственников, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была об этом знать. Таким образом, бремя доказывания лежит на стороне, требующей признания сделки недействитель-ной, причем должно быть доказано наличие у стороны, совершившей сделку с со-собственником, не имевшим полномочий, умысла или грубой неосторожности.