Введение:
Реформы, произошедшие в российской экономике за последние десять лет, связанные с появлением новых видов юридических лиц, что потребовало доработки специальных законов для определения правового статуса этих юридических лиц и установления правовых основ их создания и деятельности. Происходит существен-ное реформирование всех его основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся курсом экономической и социальной политики. Реформирование ключевых отраслей права затронуло все основные институты. Учеными-юристами были разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возник-ших вопросов законодательного характера, которые постепенно легализуются зако-нодательной властью. Российский законодатель принимает важнейшие норматив-ные акты гражданско-правового характера, которые способствуют созданию основы для развития рыночных отношений. Касается это в равной мере всех институтов гражданского права. Наверное, наибольшее преобразование претерпел институт юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных, требующий познаний не только в области позитивного права, но и в теоретической области, а также хорошо знать историю развития того или иного вида корпорации. В этом плане вопрос правового регулирования функционирования обществ с огра-ниченной ответственностью представляется быть одним из самых актуальных, тем более, что на сегодняшний день эта форма организации среднего и малого бизнеса в России является самой распространенной. С введением в действие 01.03.98г. Феде-рального закона от 08.02.98г.№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно-стью» четко определился статус одной из основных форм хозяйственных обществ. «Среди хозяйственных обществ менее всего была урегулирована деятельность об-ществ с ограниченной ответственностью. Эти общества на протяжении ряда лет (1990-1994г.г. вообще относились к товариществам, хотя и чисто номинально), и, кроме того, их деятельность регулировалась всего одной статьей – ст. 11 Закона РСФСР « О предприятиях и предпринимательской деятельности»[19, с .5].
Глава 2:
Поэтому, «возбуждение производства по делу о несостоятельности возможно только в отношении субъекта, который объективно находится в сложном финансо-вом состоянии» [24, с. 5].
«В процессе производства по делу о несостоятельности реализация имущества должника может проводиться на двух стадиях – внешнего управления и конкурсно-го производства. В первом случае продаваться может не все, а лишь часть имущест-ва (осуществляет соответствующее мероприятие внешний управляющий):… Веро-ятнее следствие – восстановление платежноспособности и нормального функциони-рования предприятия – должника. Реализация имущества на стадии конкурсного производства (ликвидации) осуществляется конкурсным управляющим. При этом продаже подлежит все имущество должника, что определяется одной целью – как можно полнее удовлетворить требования кредиторов» [25, с. 6].
Учредители общества или орган, принявший решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, обязаны немедленно сообщить о принятых ре-шениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, а также согласовывать с этим органом состав ликвидационной комиссии.
В соответствие с п.3 ст.57 закона «Об обществах с ограниченной ответствен-ностью» с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит все пол-номочия по управлению делами общества. М.Ю.Тихомиров считает употребление слова «все» по отношению к количеству полномочий, передаваемых ликвидацион-ной комиссии неуместным, так как «напр., общему собранию участников общества еще предстоит утвердить промежуточный ликвидационный баланс, окончательный ликвидационный баланс общества и др.».
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвиди-руемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыпла-ченной части прибыли;
- осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у юридического лица имущества недостаточно для , но не-удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов. После завершения расчетов с кредитора-ми, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утвер-ждается учредителями. Оставшееся после удовлетворения требования кредиторов имущество передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование после внесения записей об этом в единый государственный ре-естр.
Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства.
Открытым остается вопрос: с какого момента общество считается ликвидиро-ванным?
При обнаружении неустранимых недостатков в учредительных документах надо обязать регистрационный орган в течение 7-10 дней уведомить юридическое лицо (если оно уже создано) о несоответствии его учредительных документов зако-ну (наличие неустранимых недостатков) и одновременно обратиться в суд о призна-нии регистрации общества с ограниченной ответственностью недействительной. Такое заявление должно быть рассмотрено в суде в течение 3-5 дней и принятое решение о признании регистрации недействительной должно вступать в силу не-медленно и быть направлено в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, налоговую инспекцию и самому юридическому лицу. Только в этом случае мо-гут быть защищены интересы потенциальных кредиторов, а юридическое лицо своевременно ликвидировано в соответствии с требованиями закона. С момента вступления решения в законную силу лицо считается ликвидированным.
Заключение:
Проанализировав положения, регулирующие поря¬док создания, ликвидации, реорганизации общества с ограниченной ответственностью, положения ре¬гулирующие права и обязанности участников общества, его ус¬тавный капитал и т.д., можно сказать, что такая организаци¬онно – правовая форма нашла свое место в ус-ловиях современ¬ного развития рыночной экономики в нашей стране. Общие поло-жения об обществах с ограниченной ответственностью достаточно четко установле-ны Законом; впервые в российском законодательстве конкретно (а не в общем, как в ГК РФ) определены положения, регулирующие ответственность обществ, права и обязанности участников, порядок исключения участника общества из общества и др.
Положительными сторонами общества являются: ограниченная ответствен-ность, возможность создания одним лицом, относительная легкость управления, менее дорогая и менее сложная процедура созда¬ния и ликвидации. Отрицательным является ограничение количества участников (не более пятидесяти).
Вследствие перечисленных положительных качеств общество с ограниченной ответственностью является достаточно распространенной организационно – право-вой формой. Тем более что с принятием закона «Об обществах с ограниченной от-ветственностью» конкретизировалось большое количество правил, разрешающих вопросы, которые до его введение в действие не были урегулированы, что порожда-ло большие сложности на практике.
На основании вышеизложенного, «закон можно рассматривать как своеобраз-ный справочник по созданию общества с ограниченной ответственностью, форми-рованию и изменению уставного капитала, организации внутреннего управления, реорганизации и ликвидации общества. Все это должно помочь применению закона на практике» [27, с. 4].
Конечно, закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» не разре-шил до конца все спорные вопросы создания и деятельности ООО.
К таким вопросам относится наличие учредительного договора, как одного из учредительных документов общества, ибо в соответствии с таким положением, от-ношения между участниками обществ с ограниченной ответственностью строятся на основании договора, а не на основании членства. Недостатком закона является и предусмотренная им возможность выхода из общества участника в любое время и обязанность общества выплачивать такому участнику действительную стоимость доли, так как такая выплата может отрицательно сказаться на финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью.
Остались неурегулированными такие проблемы, как проблема статуса дочер-них и материнских обществ, проблема выхода или исключения участника из обще-ства, как основания для расторжения учредительного договора.