Введение:
Наследственное право – одна из подотраслей гражданского права, которая имеет длинную и весьма интересную историю. Ещё древние юристы создавали на-учные труды о распределении имущества умершего между его потомками. И это вполне закономерно, ведь жизнь человека конечна и вопрос о том, что и кому он по-сле себя оставит рано или поздно обязательно встанет либо перед самим наследода-телем, либо перед его близкими. Всё это обусловило то, что наследственное право динамично развивалось во все времена, естественно отражая на себе всю специфику соответствующей эпохи, принятый за норму семейный уклад, обычаи и традиции, сформировавшиеся в обществе.
Характерно, что принятое в современном законодательстве деление наследова-ния на наследование по закону и наследование по завещанию сформировалось мно-го веков назад и дошло до нас, не изменив своей сути. Этому есть свои объективные причины: сформированная учёными древности система наиболее полно позволяет учесть интересы родных и близких наследодателя, а также его собственное мнение относительно того, кто в наибольшей степени достоин распоряжаться его имущест-вом, продолжить его дело после его смерти.
Представляется, что институт завещания является самым интересным и проти-воречивым в наследственном праве, ведь, выражая субъективную волю наследода-теля, завещание всегда было и по сей день остаётся объектом споров и интриг его близких.
Далеко не всегда законодательство той или иной страны на том или ином исто-рическим этапе воспринимало и закрепляло данный институт, ведь право оставить своё имущество и права по своему собственному усмотрению дарует субъекту пра-воотношений значительную степень самостоятельности, делает его независимым и свободным в возможности поддержать своих близких в будущем, отблагодарить их за заботу и тепло, а возможно, и загладить вину перед теми, к кому когда-то был не-справедлив.
Глава 3:
Кроме того, завещатель не имеет права составить, а нотариус соответственно не вправе удостоверить завещание под условием, заключающимся, например, в по-лучении им от наследника пожизненного содержания. В этом случае односторонняя сделка, какой является завещание, пре¬вращается в двустороннюю возмездную сдел-ку, совершенную на слу¬чай смерти. Также не может быть удостоверено завещание, в котором заве¬щатель ограничивает права наследника по распоряжению в дальней¬шем полученным по наследству имуществом [19, с.155].
Одним из важнейших требований, предъявляемых к содержанию завещания, является законность распоряже¬ний завещателя. Проверка законности распоряжений воз¬лагается на должностное лицо, удостоверяющее завеща¬ние, которое должно разъяснять завещателю реальность и исполнимость его распоряжений. Завещание должно содержать распоряжение правами, однако «только теми, ко¬торые могут пе-реходить по праву наследования»[35, с.44].
При составлении завещания воля наследодателя должна формироваться сво-бодно, без влияния посто¬ронних факторов, что обеспечивает соответствие внутрен-ней воли наследодателя и его волеизъявления, выраженного в завещании. Однако завещание, явля¬ясь односторонней сделкой, наравне с другими сдел¬ками может быть подвержено "порокам воли". В таких случаях внутренняя воля на совершение сделки формируется неправильно. Такое, в частности, воз¬можно при совершении заинтересованными лицами противоправных действий, направленных против на¬следодателя либо кого-либо из его наследников. В ко¬нечном счете эти действия имеют целью завладение наследственным имуществом.
Поскольку наследодатель в любое время может из¬менить или отменить ранее составленное им завеща¬ние по любой причине, в том числе и при совершении про-тивоправных действий, он сам может осуществить защиту от посягательств на сво-боду завещания. Возможно также лишение наследства того или иного лица. Такие его действия можно рассматривать как самозащиту гражданских прав.
Применимы также и иные способы защиты прав наследодателя: в дополнение к возможности признания завещания недействительным после смерти наследодателя законом установлена особая гражданско-правовая санкция за недобросовестное по-ведение в отношение наследодателя. Она применяется, по словам К. Храмцова, как правило, вместе с мерами уголовно-правовой защиты прав наследодателя, когда деяния виновных лиц содержат признаки преступлений, предусмотренных нормами УК РФ. Речь идет о возможности лишения граждан права наследования по мотивам недостойного поведения [64, с.14].
Вышеуказанные положения обеспечивают реализацию принципа свободы за-вещания, который может быть ограничен лишь в одном случае, прямо предусмот-ренном законом. Наследование в числе прочих своих функций выполняет и соци-ально-обеспечительную. Действие указанной функции выражается, помимо прочего, в том, что среди наследников по закону есть такие, которых наследодатель, несмот-ря на принцип свободы завещания, не может лишить так называемой обязательной доли в наследстве (необходимые наследники).
При наличии таких наследников принцип свободы завещания терпит извест-ные ограничения благодаря тому, что начинает действовать другой принцип наслед-ственного права — принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследни-ков. В этой связи необходимо отметить, что «обязательная доля – традиционный ин-ститут наследственного права, обладающий социально-экономической и нравствен-ной нагрузками»[65, с.24].
Право на обязательную долю, за кем бы оно не было закреплено и каков бы ни был его размер, означает, что за наследником независимо от содержания завещания бронируется какая-то часть наследства. В ст. 535 ГК РСФСР за необходимыми на-следниками бронировалось две трети той доли, которая бы причиталась им при на-следовании по закону. ГК РФ в ст. 1149 уменьшил размер обязательной доли до по-ловины указанной доли. В соответствии с принципом свободы завещания право на обязательную долю удовлетворяется прежде всего из оставшейся незавещанной час-ти имущества наследодателя, даже если это приведёт к уменьшению прав других на-следников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю – из той части имущества, которая завещана. Указанные правила, по свидетельству специалистов [46, с.49], созвучны с законодательством Франции. Здесь воля наследодателя нахо-дит свою защиту, но указанная норма, цель которой – «гражданин должен добивать-ся благосостояния сам» – минус для иждивенцев.
Актуальным следует признать замечание пленума Верховного Суда РФ о том, что «право на обязательную долю не может быть поставлено в зависимость от со-гласия других наследников на ее получение» [68, с.28]. В то же время, права наслед-ника по завещанию могут сталкиваться с правами наследника, имеющего право на обязательную долю. Здесь учитывается, кто при жизни наследодателя пользовался имуществом, судьба которого зависит от того, будет ли осуществлено право на обя-зательную долю или исполнено завещание. Если при жизни наследодателя необхо-димый наследник имуществом не пользовался, а наследник по завещанию пользо-вался для проживания, когда речь идёт о жилом помещении, или в качестве основ-ного источника добывания средств к жизни, то суд может с учётом имущественного положения и степени нуждаемости в завещанном имуществе нетрудоспособных на-следников уменьшить размер обязательной доли или вовсе отказаться от её присуж-дения.
Заключение:
Итак, в данной работе были проанализированы принципиальные положения наследования по завещанию: освещены общие вопросы наследования по данному основанию, дана характеристика нормативным правилам о форме завещательных распоряжений, определены требования к содержанию распоряжения завещателя на случай смерти и возможные варианты закрепления последней воли наследодателя, сделана попытка проследить возможную юридическую судьбу завещания как сделки особого рода. Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в наследственном праве в связи с принятием ГК РФ, позволяет говорить о том, что нормы этой подот-расли гражданского права являются наиболее сложными для правоприменителей.
Наследование по завещанию приобрело новую форму и, наверное, в новых ус-ловиях развития российского общества оно станет применяться всё чаще и чаще. Ведь при наследовании по завещанию, не смотря на то, что основное значение при-даётся субъективной воле наследодателя, который, естественно, учитывает действи-тельно сложившиеся отношения с окружающими его людьми, учитываются интере-сы и других лиц, обязательных наследников, которых нельзя лишить наследства. Хотя, конечно, сложно судить насколько оправдывает себя решение составить заве-щание, а значит, взять всю ответственность за дальнейшую судьбу своего имущест-ва, а в связи с этим и за судьбу многих близких людей на себя, ведь здесь примени-мы скорее не юридические, а моральные критерии.
Тем не менее, действующее законодательство в области наследования вполне отвечает современным потребностям российского общества, пытаясь учесть все многосторонние интересы различных субъектов, одновременно предоставляя насле-додателю определённую свободу в формировании и выражении своей воли. Дейст-вующие гражданско-правовые нормы содержат широкий спектр юридических воз-можностей для субъектов наследственных правоотношений, позволяя им использо-вать различные правовые приемы для наиболее полного выражения их воли по по-воду преемства в правах и обязанностях на случай смерти, регламентируя порядок и условия придания их объективированной воле обязательной юридической силы, предусматривая при этом гарантии от искажения, а также обеспечивая интересы наименее социально защищенных лиц.
В то же время уже сейчас представляется возможным говорить о необходимо-сти реформирования института наследования по завещанию. Законодатель, поставив точки в многолетних дискуссиях цивилистов, дав на уровне норм права ответы на многие вопросы правоприменителей, все же закрепил некоторые положения наслед-ственного права, отношения к которым у ученых и правоведов неоднозначно. Так, для оптимизации правового регулирования отношений наследования по завещанию представляется необходимым на законодательном уровне расширить предмет на-следования путем включения в содержание легального понятия наследственной массы не только имущества, имущественных прав и обязанностей, но некоторых прав и обязанностей неимущественного содержания, передача которых по наследст-ву на практике имеет место, определив их круг степенью связанности данных прав и обязанностей с личностью их носителя.