Введение:
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку пе-риод налоговая система является основой механизма государственного регули-рования экономики с помощью финансо¬вых рычагов. Эффективное функцио-нирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена система налогообложения.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адап-тирована к новым об¬щественным отношениям, и, с одной стороны, со¬ответствовала мировому опыту, но, с другой сто¬роны, учитывала бы нацио-нальные особенности российской экономики на современном этапе.
Современная налоговая система РФ к настоя¬щему времени находится в процессе постепенно¬го становления. В конце 1991 г. был принят пер¬вый блок налогового законодательства в соот¬ветствии с основным законом «Об основах налоговой системы» , некоторые статьи которо¬го продолжают действовать. 31 июля 1998 г. была принята часть первая Налогового кодекса РФ, в котором на-шли отражение основы налогообложения. Так, к настоящему времени в соот-ветствии с ч. II Налогового кодекса взимают¬ся такие налоги, как, например, на-лог на добав¬ленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог с продаж. По поводу остальных налогов, (например, имущественных) продолжает действо-вать прежнее законодатель¬ство. Более чем десятилетняя история становле¬ния налоговой системы РФ продемонстрировала, что метод «проб и ошибок» не-приемлем в отно¬шении построения системы налогообложения страны. Только на основании взвешенного и вдумчивого подхода возможна оптимизация на¬логовой системы, от которой напрямую зависит доходная часть бюджетной системы и возмож¬ность возврата громадного государственного долга РФ.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время проблема совер-шенствования налоговой системы не утратила своей актуальности.
Глава 3:
Очевидно, что совокупное налогообложение на хозяйствующую едини-цу в нашей стране явля¬ется чрезмерным (многочисленные данные текущей прессы), что и приводит попыткам ук¬лонения как от регистрации коммерческой деятельности, так и от уплаты налогов зарегистриро¬ванными субъектами хо-зяйственной деятельнос¬ти. Так, например, совместные проверки налоговых и правоохранительных органов, пре¬дусмотренные Межведомственным планом пер¬воочередных мероприятий по пополнению доход¬ной части бюджета, выяви-ли только в апреле 2000 г. свыше 86 тыс. частных предпринимателей, не заре-гистрировавших свой бизнес.
Интересны в этом направлении данные социологического опроса, про-веденного институтом РАН среди предпринимателей .
Так, по мнению респондентов о факторах, за¬трудняющих развитие предпринимательства (в %% к числу опрошенных), основными являются сле-дующие:
чрезмерные налоги - 82.7;
неразвитость предпринимательского законодательства - 56.3;
недостаточная государственная поддержка - 39,3;
коррумпированность государственных служащих 55;
разгул преступности - 44.
Следующими представлены оценки действий предпринимателя, скры-вающего свои доходы (в %% к числу опрошенных):
он вынужден это делать, иначе разорится - 90;
он противопоставляет свои интересы государственным - 3,7;
он поступает "так же, как все" – 20,7.
Вот таково следствие - высокий уровень пра¬вового нигилизма, возник-шее в результате недо¬статков норм налогового права.
Отметим, что в последние два года наметилась тенденция к повышению собираемости налого¬вых платежей налоговыми органами страны. Нет сомне-ний в том, что существенную роль сыграла очень важная новация Налогового кодекса РФ, а именно разд. VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение". Так, в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответст-вен¬ность за их совершение" приводятся конкретные составы налоговых право-нарушений с соответст¬вующими санкциями. Вместе с тем, несмотря на такое очевидное достоинство НК РФ, как введе¬ние указанной новации, нельзя не за-метить про¬тиворечивость и несогласованность некоторых составов, несоответ-ствие некоторых санкций тя¬жести правонарушений. Задачей перспективного налогового законодательства является устране¬ние этих негативных явлений.
Интересно, что в современном налоговом пра¬ве большинства развитых стран концептуальный подход к налогообложению принципиально отли¬чается от принятого у нас. Там налоги - это фор¬ма (средство) участия граждан и иных физичес¬ких и юридических лиц в обеспечении доходной базы бюджетов всех уровней для решения обще¬государственных, региональных и местных задач. Налоги - это одна из многих форм их участия в финансировании социально-значимых проектов и задач.
При этом самые большие налоги в Европе взи¬маются в Скандинавских странах и государствах Бенилюкса. Самый большой совокупный налог в Шве-ции -55%. В странах Южной Европы налого¬вое бремя значительно легче: менее 35% в Испа¬нии и Португалии. В развивающихся странах до¬ля налогов в ВНП в среднем превысила 15% и значительно различается по странам: около 5% в Не-пале и свыше 30% в Иране.
Следует вспомнить, что в нашей стране вопрос о необходимости рефор-мы налогообложения был поставлен еще на выступлении Президента России с Посланием Федеральному Собранию в 1997 г. (не было опубликовано в развер-нутом ви¬де). Президент останавливался на следующих на¬правлениях реформи-рования:
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие вы-воды.
Развитие налогообложения и налогового законодательства в России имеет достаточно длительную и богатую историю, и в настоящее время про-должается его совершенствование. Следует отметить, что нще в 1920-е годы профессор П.П. Гензель писал, что всякий но¬вый налог хуже старого. К. такому выводу он пришел в результате осмысливания стихийной самоочистки налогов в практике хозяйст¬вования применительно к объективным условиям рыночной конъ¬юнктуры. Налогообложение — эволюционный процесс, требующий тонко-сти, деликатности, величайшей осторожности. В результате на¬логовых подви-жек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на кото-рые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источ-ников, могут захватить но¬вые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной си-лой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.
Сейчас Россия — единственная крупная страна в мире, в которой ничего не делается в теории и практике налогового переложения. За три года дискус-сии о направлениях радикальной налоговой реформы в стране о реабилитации закона налогового переложения в печати не было сказано ни одного слова. А монография проф. А.А. Исаева, одного из первопроходцев в становлении тео-рии налогового переме¬щения в России, «Процесс сложения и переложения по-датей» в Рос¬сийской государственной библиотеке была «заживо» погребена из-за невостребованности читателями. Не стало никаких публикаций о законе на-логового переложения в экономических энциклопедиях, словарях и других со-ответствующих справочных изданиях.
Сегодня, когда отечественная экономика больна, а финансы не¬мощны по сравнению с развитыми зарубежными странами, экономика может просто не выдержать лобовых и рикошет¬ных ударов не до конца взвешенных налоговых проектов, в первую очередь из-за неучета требований закона налогового пере-ложения. Необходимо как можно быстрее начать (хотя бы на первых порах в самом первом приближении) выверять все налоговые проекты на соответствие их размеров и возможных переложенческих последствий задачам создания и распределения национального дохода. Проведение такой экспертизы должно стать непременным условием принятия налоговых законов, нововведений, ука-зов. Следует прислушаться к высказываниям блестящей плеяды российских финансистов о необ¬ходимости познания пружин и результатов налогового пе-рерас¬пределения.
Также в заключение подчеркнем, что в целом опти¬мальной нам пред-ставляется ситуация, когда на¬логовое правотворчестно (законодательная база) осуществляется перспективно, основываясь на прогнозах предстоящего разви-тия экономики. Такого рода небольшое опережение должно ока¬зывать стиму-лирующее действие, если же отрыв законодательной базы (даже очень хорошей тео¬ретически) от действительности будет значитель¬ным, такие законы работать не будут и, вероят¬нее всего, законодательство вступит в противоре¬чие с реаль-ной действительностью. Очевидно, что налогообложение должно являться не только средством покрытия государственных расходов, но и выступать само-стоятельным направлением и ин¬струментом политики. Речь идет о регулирую-щей и стимулирующей функциях налогов. Осуществляя эти функции, государ-ство координирует много¬сложный процесс общественного воспроизводства и осуществляет научное управление своей финансовой и, в частности, налоговой системами.