Введение:
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 45 Конституции РФ), предоставляет каждому право на получе¬ние квалифицированной юридической помощи (статья 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции РФ), на судебную защиту (статья 46 Конституции РФ), на разбирательство дел судом на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
Основные права и свободы человека и гражданина, к каковым по сво¬ему существу относится право пользоваться помощью адвоката (представи¬теля, защитника), признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнан¬ным принципам и нормам международного права и в соответствии с Кон¬ституцией РФ являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17, 18 Кон¬ституции РФ), а их признание, соблюдение и защита, в силу предписаний Конституции РФ и корреспондирующих им общепризнанных принципов и норм международного права, - обязанность государства и одно из необходи¬мых условий справедливого правосудия.
Темой исследования не случайно выбран правовой институт процес¬суального представительства, ибо именно он является одним из способов обеспечения конституционных гарантий доступа к правосудию и защиты прав и законных интересов.
Правовая теория и практика, как и иные общественные явления, не¬прерывно изменяются под влиянием социально-экономических факторов общественного развития.
Существовавшая до недавнего времени система гражданского и ар¬битражного процессуального права достойно исполняла отведенную ей за¬конодателем роль. Между тем, динамично обновляющаяся система матери¬ального права вызывала необходимость внесения изменений в уже сущест¬вующие процессуальные законы или принятия новых.
Данная необходимость вызвана тем, что многие вопросы применения норм процессуального права регулировались зачастую уже не самим зако¬ном, а результатами правоприменительной практики. Именно эта ситуация привела к пониманию необходимости пересмотра некоторых положений процессуального законодательства, не способных отвечать современному уровню общественных отношений.
Институт процессуального представительства не мог не претерпеть определенных изменений, вызванных введением в действие новых законов, таких как Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской дея¬тельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Глава 3:
Гражданское общество и его институты осуществляют социальный контроль за тем, насколько оптимально законодательство регулирует воз¬можность для личности эффективно осуществлять субъективные права в гражданском судопроизводстве, выполняют ли суды в полном объеме свои задачи по защите прав, свобод, законных интересов человека при осуществ¬лении правосудия по гражданским делам, насколько реальна возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката-пред¬ставителя, являющегося субъектом одного из институтов гражданского об¬щества – адвокатуры.
Политическое значение представительства связано с такими характе¬ристиками гражданского процесса, как его приоритеты, статус сторон, их равноправие, состязательность и диспозитивность судопроизводства, сво¬бода доступа к судебной защите прав, интересов, имущества физических и юридических лиц и т.д. Более того, Конституция Российской Федерации за¬крепляет равноправие граждан перед законом и судом, неприкосновенность частной жизни, право частной собственности, государственную защиту прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи (статьи 19,23,35,45,46,48 Конституции РФ).
Юридическое значение представительства заключается и выражается в возможностях использования правового потенциала представительства в целях реализации субъективных процессуальных прав, защиты и охраны ин¬тересов, имущества, иных ценностей и благ в гражданском судопроизвод¬стве. Здесь имеется в виду значение представительства как комплексной га¬рантии прав сторон, третьих лиц в гражданском процессе. Это качество представительства охватывает различные элементы, а потому имеет особое юридическое значение. И, прежде всего, в тех случаях, когда представитель¬ство осуществляет специалист, профессионал, например адвокат [38, с. 72].
Именно адвокат имеет реальную возможность разъяснить гражда¬нину его право обратиться в суд за защитой интересов, имущества, возме¬щением причиненного вреда и т.д. Затем он может составить исковое заяв¬ление, собрать и представить в суд необходимые доказательства, успешно действовать в интересах доверителя на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения и разрешения дела по существу в суде первой инстанции. Профессионализм адвоката – представителя может сыграть важную роль в заключении мирового соглашения сторон.
Таким образом, цивилистический институт представительства – это реальная и важная процессуальная гарантия личности в гражданском и ар¬битражном судопроизводстве, позволяющая участникам процесса, с одной стороны, поручать представительство лицу, избранному ими, а с другой – требовать от представителя совершения всех предусмотренных законом мер и использования указанных в нем средств в целях защиты интересов довери¬теля. Именно профессиональный, компетентный представитель является тем субъектом судопроизводства, который в состоянии осуществить конститу¬ционные права личности на судебную защиту и квалифицированную юри¬дическую помощь. А это существенно и важно как для человека и гражда¬нина, так и для общества и государства.
Заключение:
Завершая исследование, следует подвести итог проделанной работе и кратко остановится на основных выводах, которые были сделаны примени¬тельно к проблемам представительства в гражданском и арбитражном про¬цессе.
Основная часть работы состоит из трех глав.
Первая глава носит научно-теоретический характер, поскольку в ней раскрывается степень научной разработанности проблемы представитель¬ства как института гражданского процессуального права; выявляются его сходства и различия с представительством в гражданском праве; отмечается особенность арбитражного представительства как института относительно молодой отрасли права.
Были изучены многочисленные подходы к трактовке представитель¬ства современных, дореволюционных российских и зарубежных ученых-правоведов, специалистов в области гражданского права и процесса.
В результате выделено три основных под¬хода к определению понятия и сущности процессуального представитель¬ства. Представительство определяют и как процессуальные действия, и как процессуальные отношения, и как институт процессуального права.
Путем анализа преимуществ и недостатков каждого из них в от¬дельности предлагается трактовка представительства как единства трех его составляющих – действий, правоотношений и норм, объединенных в инсти¬тут. Подобным образом раскрываются понятийный и сущностный аспекты природы представительства, которое, по своей сути, является правовым ин¬ститутом, изначально появившимся как инструмент охраны и защиты, реа¬лизации и восстановления прав тяжущихся сторон.
Таким образом, процессуальное представительство является способом оказания правовой помощи одного лица (представителя) другому лицу (представляемому) в форме совершения процессуальных действий предста¬вителя от имени и в интересах представляемого в рамках полученных пол¬номочий в связи с рассмотрением и разрешением судом гражданского дела, урегулированных совокупностью норм, составляющих институт.
Определение процессуального представительства через институт позволяет не только определить место представителя в гражданском и ар¬битражном процессе, но и место норм о процессуальном представительстве в системе права, а также более эффективно совершенствовать этот институт.
Вторая глава посвящена исследованию правового статуса представителя и места, отводимого ему в процессе современным российским законодательством.
Раскрывается один из основных проблемных вопросов исследуемой темы – отсутствие четкой законодательной регламентации статуса процессуального представителя.