Введение:
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного ре-гулирования экономики с помощью финансо¬вых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена система налогообложения.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым об¬щественным отношениям, и, с одной стороны, со¬ответствовала мировому опыту, но, с другой сто¬роны, учитывала бы нацио-нальные особенности российской экономики на современном этапе.
Современная налоговая система РФ к настоя¬щему времени находится в процессе постепенно¬го становления. В конце 1991 г. был принят пер¬вый блок налогового законодательства в соот¬ветствии с основным законом «Об основах налоговой системы» , некоторые статьи которо¬го продолжали дейст-вовать до 1 января 2005 г. 31 июля 1998 г. была принята часть первая Нало-гового кодекса РФ, в котором нашли отражение основы налогообложения. Так, к настоящему времени в соответствии с ч. II Налогового кодекса взима-ют¬ся такие налоги, как, например, налог на добав¬ленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на при-быль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог и др.. Более чем десятилетняя история становле¬ния налоговой системы РФ проде-монстрировала, что метод «проб и ошибок» неприемлем в отно¬шении по-строения системы налогообложения страны. Только на основании взвешен-ного и вдумчивого подхода возможна оптимизация на¬логовой системы, от которой напрямую зависит доходная часть бюджетной системы и возмож¬ность возврата громадного государственного долга РФ.
Глава 2:
Центральное место в финансовой системе любого государства зани-мает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназна-ченных для финансового обеспечения задач и функций государства и мест-ного самоуправления».
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выпол-нения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законо-дательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государствен-ной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, пре-дусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнитель-ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, пре-дусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возме-щение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюд-жетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы.
По данным Министерства финансов РФ в 2004 г. доходы федерально-го бюджета РФ составили 2202,1 млрд. рублей, или 20,1% ВВП, что на 2,5 процентных пункта ВВП превышает показатель 2003 г . Рост доходов про-изошел в основном за счет роста налоговых доходов, которые в 2004 г. дос-тигли 18,6% ВВП, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 2,3 п.п. ВВП. .
Доля налоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета в 2004 г. осталась на уровне предшествующего года – 77% (без учета ЕСН или 92% – с учетом ЕСН), а неналоговые доходы, с учетом доходов бюджет-ных целевых фондов (в основном Целевого фонда Минатома), составили 7,6% общих доходов, несколько снизившись по отношению к предыдущему году (8,1% общих доходов).
Следует отметить, что в 2004 г. наблюдался некоторый рост поступ-лений налогов в территориальные бюджеты – на 0,6 п.п. ВВП. Что касается доходов территориальных бюджетов в целом, то они возросли также на 0,6 п.п. ВВП. В целом следует отметить, что уровень доходов территориальных бюджетов в 2004 г. был наиболее высоким за последние 5 лет.
В то же время бюджетные расходы выросли в 2004 г. до 18,7% ВВП, что на 4 п.п. выше показателя предшествующего года. Даже за вычетом фи-нансирования трансфертов ПФ РФ за счет ЕСН на финансирование базовой части пенсии, уровень расходов превышает почти на 1 п.п. ВВП уровень 2003 г. В этой связи уровень профицита снизился в 2004 г. до 1,4% ВВП (в 2003 году он составил 2,9% ВВП) .
Консолидированный бюджет исполнен в 2004 г. с профицитом 1,0% ВВП. Без учета ЕСН уровень доходов бюджета несколько ниже, чем по ито-гам прошлого года (29,0% в 2004 г. против 29,3% – в 2003 г.), но выше, чем в 2002 г. и ранее. Расходы же консолидированного бюджета заметно выше, чем за предыдущие четыре года, даже за вычетом перечисленного в ПФ РФ ЕСН из федерального бюджета (28% ВВП).
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и дру-гих платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых госу-дарством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства. Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных со-циальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функ-ция).
По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фис-кальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран существенно отли-чаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты: посто-янный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства и построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономиче-ской теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение про-блем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особен-ности состава и структуры налоговой системы нашей страны.
Классификация отечественных налогов и сборов на федеральные, ре-гиональные и местные соответствует разделению полномочий законодатель-ных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов само-управления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории.
Проведенное исследование налоговой системы Российской Федера-ции, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответст-вия структуры налоговой системы России основным принципам и экономи-ческим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:
- российская налоговая система в целом соответствует теоретиче-ским принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
- налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала «качественнее», более упорядоченная, это проявилось, в первую оче-редь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных плате-жей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только ос-новные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - на-лог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.
- налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплатель-щиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположе-нию. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя пе-рекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление.