Введение:
Наше обращение к такой теме как «Специфика социальных проблем молодежи, пути их решения в практике социальной работы» вызвано следующими обстоятельствами.
Во-первых, развитие института социальной защиты в России происходит не всегда последовательно, без ясного представления о том, на кого они должны быть направлены. Часто из перечня социально незащищенных слоев населения выпадает молодежь. Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи, ухудшение их положения в целом – все это вынуждает принять экстренные меры по усилению социально – правовой защиты. Последствия социально – экономического кризиса в России наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения.
Проблемы социальной защищенности молодежи, как достаточно многочисленной социально-демографической группы населения страны, требуют самого пристального изучения. Именно сейчас, когда государство переживает постоянные социально-политические и экономические кризисы, и положение молодежи во многих сферах жизни общества ухудшается, задачи изучения и отслеживания реального положения молодых людей и выработки мер по усилению их социальной защищенности выдвигаются в число первоочередных.
Государство должно выступать гарантом социальной защищенности молодых людей, взять на себя обязанности и располагать достаточными экономическими, социальными, духовными и нравственными ресурсами, способными обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде и максимально эффективное вхождение в эту среду.
Необходимость реализации прав молодежи на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретными проблемами положения современной молодежи заставляют в качестве приоритетных выбрать следующие направления государственной социальной политики по улучшению положения молодежи в Российской Федерации:
Глава 1:
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конк¬ретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Заключение:
Сегодня молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.
Позиция молодежи в социальной структуре общества, с одной стороны, проявляется в повышении личной ответственности за свою судьбу, за свой выбор социальных ценностей, за выбор своей профессии. С другой стороны, утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, распад традиционных институтов социализации - пионерской, комсомольской организации, невысокий авторитет вновь возникающих молодежных объединений, как политического профиля, так и общественно-нейтральных, превращение товарно-денежных отношений в приоритетный критерий человеческих интересов - все это приводит к росту бездуховности, к углублению процесса маргинализации молодежи. А отсюда - один шаг к аномии (нарушению культурного единства), девиантному поведению, а затем и делинквентному образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся масштабы криминализации подрастающего поколения, типичные проявления тотальной фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие настроения, утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность [19, С.14-15].
Формирование молодежной политики в России, определение нравственности, а также юридических, экономических и политических механизмов ее реализации нуждаются в критическом анализе не только кризисных явлений, с которыми столкнулось наше общество, но и содержания принципов, на которых оно строило отношения с подрастающим поколением. В разные периоды нашей истории экономические и политические противоречия общества в целом фокусировались в молодежной политике, накапливались в исторической памяти поколений, определяя характерные черты их социального облика.