Введение:
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США) и так далее.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Впоследствии кроме эмиссии банкнот за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал большинства центральных банков полностью или частично принадлежит государству.
Центральные банки являются регулирующим органом. Их деятельность направлена на укрепление денежного обращения; защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Осуществление денежно-кредитной политики является важнейшей функцией любого центрального банка. Денежно-кредитная политика (ДКП) – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении и уровень процентных ставок с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Важнейшим элементом ДКП является денежно-кредитное регулирование - совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Благосостояние страны во многом зависит от того, какими методами проводится денежно-кредитная политика государства. Вместе с тем центральный банк и банковская система – лишь один сектор экономики. Следовательно, центральный банк не только влияет на экономику, но и сам во многом зависит от ее состояния. Поэтому и возможности, и эффективность, и устойчивость центрального банка и всей банковской системы определяются в первую очередь состоянием экономики в целом.
С начала 90-х годов Россия переживала множество политических и экономических потрясений. И сейчас экономическая ситуация в современной России остается сложной. В связи с этим анализ влияния денежно-кредитной политики на социально-экономическое развитие страны остается актуальной задачей экономической науки.
Цель данной работы состоит в специфических ДКП в современной России и разработке предложений по совершенствованию методов и инструментов в среднесрочной перспективе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• определить соотношение отдельных элементов денежно-кредитной политики;
• определить характер влияния денежно-кредитной политики на финансовую систему России;
• выявить специфические особенности денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.
Цели и задачи работы определяют ее структуру, включающую введение, три главы, заключение и приложения.
Глава 3:
В то же время, рост золотовалютного запаса страны свыше оптимального уровня можно рассматривать скорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитив. Накопленные золотовалютные резервы на четверть превышают оптимальный уровень. Необходимый размер золотовалютных резервов страны принято рассчитывать исходя из объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг. Для может быть России достаточен объем золотовалютных резервов, покрывающий годовой объем выплат по внешним долгам (выплаты по суверенному долгу — $17 млрд, по корпоративному ~ $7 млрд) плюс объем трехмесячного импорта товаров и услуг ($24 млрд). Соответственно, наличие 48 млрд. долл. является достаточным размером золотовалютного запаса России, который позволяет стране обслуживать взятые ранее долговые обязательства и бесперебойно осуществлять международные торговые операции.
Согласно другим, более консервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствует:
1. объему денежной базы ($63 млрд)
2. 8-месячному объему импорта товаров и услуг ($59 млрд)
3. объем годовых выплат по суверенным долгам плюс общий объем долгов нефинансовых корпораций ($17 млрд + $65 млрд = $82 млрд)
Наличие значительного превышения объема золотовалютных резервов в современной России нецелесообразна..
Целью, с которой Центральный банк наращивает резервы, является недопущение укрепления рубля и, как следствие, падение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
В последнее время активно лоббируется идея размещения золотовалютных резервов России на счетах наиболее надежных крупнейших российских банков с целью повышения ликвидности банковской системы. Однако этот шаг, может привести к серьезным негативным последствиям - увеличению инфляции. Банк России, для реализации основной цели денежно-кредитной политики - снижения инфляции, вынужден противостоять потоку нефтедолларов, выкупая, например, в декабре 2004 г. - январе 2005г. по 3 млрд. долл. в неделю. Однако если цены на нефть будут продолжать оставаться на высоком уровне, и в дополнение к высоким ценам на нефть отток капитала из страны смениться притоком, Центральному банку будет крайне трудно противостоять негативным последствиям этих процессов.
Наличие в стране развитой банковской системы, способной обеспечить эффективное размещение поступающего из-за рубежа капитала, и свободная конвертируемость рубля значительно упростили бы решение стоящих перед Центральным банком задач. Однако медленные темпы банковской реформы вызывают сомнения в возможности коренной перестройки банковской системы в ближайшем будущем. Как одно из следствий этого, введение свободной конвертируемости рубля также пока невозможно.
До тех пор, пока не будет принято принципиальное решение о допуске нерезидентов в банковскую систему страны, пока не будут приватизированы крупнейшие банки, Центральный банк РФ будет вынужден решать абсолютно противоположные задачи - не допустить реального укрепления рубля и побороть инфляцию.
Поддержание финансовой стабильности должно быть официально обозначено как цель деятельности Банка России - наряду со снижением инфляции и сохранением устойчивого курса рубля. Цель финансовой стабильности необходимо закрепить в “Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики”. Банку России следует разработать при поддержке банковского сообщества систему приоритетов в банковском бизнесе и многовариантный типовой пакет антикризисных мер. Денежные власти должны регулярно проводить мониторинг финансовой стабильности, оценивать потенциальные риски и производить соответствующие количественные оценки. Результаты анализа следует включать в публикуемые обзоры финансовой стабильности.
Заключение:
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Цели денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу определяются исходя из экономической политики, направленной на стимулирование роста ВВП, снижения инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на основные макроэкономические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.
Оздоровление банковской системы - основное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики. Во время кризиса лета 2004 года произошло наложение ряда объективных и субъективных факторов. Были попытки недобросовестной конкуренции, опубликования компрометирующей информации, использования в этих целях СМИ и Интернета. Появилось недоверие банков друг к другу и населения к банкам. Психологические факторы трансформировались в мощные экономические проблемы. Сказались и напряжение, проистекающее от процедуры отбора банков в систему страхования, и некоторая неопределенность в связи с этим, а также рядом действий со стороны части государственных структур, что было связано с реализацией закона по борьбе с противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма. Главная фундаментальная причина летних событий лежит внутри банковской системы и прямо обусловлена положением дел в некоторых банках. Сегодня банковская система находится на этапе серьезной трансформации, она должна развиваться опережающими темпами для того, чтобы усилить свое влияние на экономику в целом, что не исключает банкротство или поглощение отдельных банков. Более того, вывод из системы слабых, неэффективно работающих банков, которые растеряли или увели свой капитал, фактически означает предотвращение кризиса в будущем при возможном наступления относительно неблагоприятной ситуации.
Стратегия денежно-кредитной политики на ближайшие годы заключается в постепенном выходе на траекторию устойчивого экономического роста при низкой инфляции.
Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных доходов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.
Важным фактором достижения стратегических целей денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, что будет стимулировать спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора, а также экономический рост. Однако в рыночных условиях Центральный банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это косвенное влияние опосредованно финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией практически всех финансовых рынков. Поэтому восстановление последних и обеспечение их меньшей зависимости от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности в регулировании процентных ставок.