Введение:
Актуальность исследования. "Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов", - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что " натуральное побуждение к действию над вещами " у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
Глава 2:
На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной потешки. Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук одновременно.
1-й КОМПЛЕКС
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "1 - 2 - 3".)
3. Пальчики здороваются (на счет "1 - 2 - 3 - 4 - 5" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным...)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)
5. Дети бегут на перегонки (движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
ПОТЕШКА " ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК "
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
2-й КОМПЛЕКС
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки)
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
ПОТЕШКА " БЕЛКА "
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Заключение:
Целью нашего исследования было изучение приемов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования была изучена логопедическая и психологическая литература по теме исследования, выявлены особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, подобрана систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, дана оценка эффективности используемых приемов развития мелкой моторики детей с ОНР.
В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Данные выводы подтвердило экспериментальное исследование, которое проводилось нами в целях проверки гипотезы о том, что развитие мелкой моторики старших дошкольников возможно средствами пальчиковой гимнастики, игр и упражнений.
В ходе работы на формирующем этапе эксперимента были проведены пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.
Тестирование показало, что в ходе проведения формирующего эксперимента в группе на 40% возросло количество детей с уровнем развития мелкой моторики, соответствующей норме.
Данный факт является подтверждение выдвинутой гипотезы.