Введение:
Современные направления развития транспортной системы России, ее интеграция с мировой экономикой сопровождаются развитием отечественных предприятий и расширением сфер их деятельности. Такой переход от одного состояния к другому, более совершенному, отвечающему новым условиям ведения хозяйственной деятельности, предполагает изменение и зачастую укрупнение организационной структуры предприятий железнодорожного транспорта. Как следствие происходит совершенствование финансовой структуры, поскольку появляется возможность выделения самостоятельных бизнес-единиц в составе конкретного предприятия .
В условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы предприятия необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого требует организации системы управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование.
Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности. Под бюджетированием понимается система планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов .
По сути, бюджетирование не требует наличия отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предполагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации. Однако в такой ситуации возникает опасность неэффективного выполнения задач системы бюджетирования по причине чрезмерной загруженности уполномоченных на то сотрудников. Бюджетирование рассматривается как процесс, который возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера. Учетная система современной организации находится под влиянием постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению .
В современных условиях актуальность и важность бюджетирования, особенно в его полноценном виде, в Рос¬сии еще более возросли. За последние годы (особенно быстро с 2000 г.) в нашей стране наблюдается тенденция к катастрофическому сниже¬нию эффективности производства и качества продукции . И хотя некоторые предприятия и руководители бизнеса думают о качестве, увеличивается отставание в этой области по сравнению не только с высокоразвитыми странами, но даже и с Китаем. Отсюда резкое сни¬жение конкурентоспособности российских предприятий. Главная про¬блема состоит не в том, что качество и эффективность производства у нас не повышаются, а в том, что этот рост намного медленнее, чем во многих развитых странах, или медленнее, чем меняются нужды и запросы даже российских потребителей.
Глава 4:
Статьи БДДС взаимосвязаны с форматом БДиР, планом капитальных затрат и кредитным планом. Различие форматов БДДС и БДиР заключается в том, что в последнем все статьи затрат показаны по способу их начисления в зависимости от объема продаж, объема производства или способов установления лимитов затрат (т.е. соответствуют планам-графикам определенных операционных бюджетов ОАО "АВТОВАЗТРАНС"), а в первом - по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).
Как и в случае с БДиР, на ОАО "АВТОВАЗТРАНС" возможны два подхода к разработке формата БДДС: 1) модификация формы № 4 установленной отчетности; 2) адаптация формата БДДС международного образца. В любом случае форматы БДиР и БДДС должны быть согласова¬ны между собой. Поскольку при разработке формата БДиР на ОАО "АВТОВАЗТРАНС" выбран первый подход, то при составлении формата БДДС должен применяться тот же подход. Смысл модификации формы № 4 заключается во введе¬нии в формат БДДС тех статей (и соответственно показателей), кото¬рые нужны для управления движением денежных средств компании.
Адаптация формата БДДС международного образца необходи¬ма для учета российской специфики в управлении денежными сред¬ствами. В любом случае формат БДДС состоит из двух основных частей:
• приходы (источники денежных средств);
• расходы (использование денежных средств).
Разработка бюджета движения денежных средств на ОАО "АВТОВАЗТРАНС" начинается с определения источников и составных частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный период. В общем слу¬чае источники денежных средств принято делить на три группы ста¬тей (поступления от операций, из внешних источников и прочие по¬ступления).
Приходы (источники денежных средств) отражают только те де¬нежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период. Эти источники могут быть двух видов: внешние и внутренние.
Заключение:
Экономически эффективная деятельность организации возможна тогда, когда она имеет четко заданные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль за их исполнением, составляющий основу управленческого учета и анализа.
Бюджетирование - это более широкое понятие, чем планирование. Оно является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин. То есть бюджетирование включает в себя планирование (составление бизнес-плана (производственно-финансового плана) по сегментам организации), учет (фактические данные) и контроль (на основе сопоставления плановых и фактических показателей).
Цель бюджетирования - повысить эффективность деятельности организации путем усилий всех его сегментов.
Для того чтобы был результат функционирования бюджетной системы, необходима привязка частных бюджетов к центрам финансовой ответственности. Если такого не происходит, то ситуация оценивается на уровне организации. При этом неэффективность работы организации не дает понять, чем это вызвано. То есть доходы и расходы должны балансироваться по центрам ответственности.
Благодаря современным информационным технологиям система бюджетирования предоставляет специалистам возможность проводить внутренний экономический контроль и многовариантный анализ финансовых последствий реализации принятых бюджетов, создает условия для анализа различных сценариев изменения финансового состояния, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетные форматы организации выбирают самостоятельно.