Введение:
Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение информационными ресурсами создает предпосылки прогрессивного развития общества. Искажение информации, блокирование процесса ее получения или внедрение ложной информации способствует принятию ошибочных решений. Вместе с тем информация - это весьма специфический продукт, который может быть как в материальном, так и в нематериальном (нефиксированном) виде . Поэтому без четких границ, определяющих информацию как объект права, применение любых законодательных норм по отношению к ней весьма проблематично. Обязанность по передаче информации исполняется посредством предоставления обязанным лицом управомоченному лицу некоторых сведений, изложенных, как правило, в виде документа (документированной информации). Редкое исключение из этого правила - предоставление предпринимателем информации не в силу содержащегося в законе прямого указания, а в качестве реакции на реализацию государственными органами своих полномочий, например в виде направления запросов предпринимателю, поэтому банковская тайна относится к разновидности информации с ограниченным доступом.
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации как в целом, так и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из немаловажных мест в юридической литературе, чем и объясняется актуальность выбранной темы.
Цель работы – определить принципы правовой защиты информации на территории Российской федерации. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Глава 2:
При соблюдении указанного требования прежде всего необходимо обратить внимание на перечень той информации, которая должна быть засекречена, однако следует помнить, что не могут являться коммерческой тайной сведения:
содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
и др.
Отметим, что сведения о содержании регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" относятся к коммерческой тайне.
Также следует помнить, что законодатель установил перечень информации, которая не может выступать в качестве коммерческой тайны. При этом любая другая информация исходя из интересов конкретной организации может быть отнесена работодателем к коммерческой тайне.
2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка. При соблюдении указанного требования необходимо, чтобы организация определила:
круг лиц, допущенных к коммерческой тайне предприятия;
список документов или группу документов, отнесенных к разряду коммерческой тайны, при этом документы, которые относятся к указанному разряду, могут быть снабжены грифом "Коммерческая тайна" или "Строго конфиденциально". Здесь следует отметить, что Закон N 98-ФЗ не предъявляет обязательных требований к режиму хранения, копирования и уничтожения, а также к учету экземпляров документов, содержащих коммерческую тайну, что позволяет избегать масштабной реорганизации документооборота.
3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена (государственные органы) или передана (контрагенты). Для соблюдения указанного требования необходимо утвердить приказом руководителя организации максимально широкий перечень категорий работников, имеющих доступ к коммерческой тайне, а также издать приказ об обязательном ведении учета всех лиц, которым передается или предоставляется информация, составляющая коммерческую тайну, определенным подразделением, отвечающим за указанную работу, и в определенной форме (в журнале регистрации лиц, получивших документы, относящиеся к коммерческой тайне).
4. Включение положений, регулирующих использование информации, составляющей коммерческую тайну, в трудовые договоры с работниками и гражданско-правовые договоры с контрагентами. Заключаемые с работниками организации трудовые договоры должны содержать упоминания о доступе к коммерческой тайне и об ответственности за ее несоблюдение . В дополнение к этому от каждого работника следует получить подписанное обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, выполненное в виде отдельного документа, а также роспись об ознакомлении с каждым из действующих в организации локальных нормативных актов в сфере защиты конфиденциальной информации.
Заключение:
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между со¬общением и его потребителем. Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это графическая или изобразительная, звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Базовым законом в области защиты информации является Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации", который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации в Российской Федерации, основывается на принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; достоверности информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
В российской федерации вопросы лицензирования деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируются Постановлением Правительства "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации". В соответствии с ним, лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Ответственность за действия связанные с незаконным доступом и распространением конфиденциальной информации регулируются отдельными положениями Федерального закона "О коммерческой тайне". Нарушение данного Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросам ответственности за правонарушения в области информации уделено внимание ив уголовном кодексе. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, подразделяются на четыре основные группы: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности.