Введение:
Сегодня проблема питания включена в число основных глобальных проблем, постоянно находящихся в сфере внимания ООН. В России, как и во всём мире, дефицит белка в продуктах питания является острой проблемой. В рационе населения России дефицит пищевого белка составляет около 600 тысяч тонн и один из наиболее эффективных путей качественного улучшения меню россиян – это увеличение производства пищевых белков из растительного сырья.
В январе 2001 года московское предприятие "Соевые продукты", освоило производство нового соевого текстурата под торговой маркой "Руссотекс". Текстурат довольно хорошо был принят рынком и мощности производства заработали на все 100%.
Возникла проблема по расширению бизнеса. Для этого были приняты некоторые стратегические решения. В том числе: расширение производства и освоение производства пищевого соевого шрота – сырья, использующегося в производстве текстуратов.
В настоящий момент процедура по расширению производства уже запущена и идет полным ходом: открыта кредитная линия в банке, получена основная часть кредитных средств и оплачен заказ на изготовление оборудования, готовится место для размещения производства и, согласно планам, к осени вторая линия будет запущена в строй.
В данной работе сделана попытка оценить бизнес на каждом из этих этапов и проанализировать правильность выбора шагов.
В качестве объекта исследования берется не конкретное предприятие, а бизнес в целом, вся бизнес цепочка.
Основная часть:
Оценка конкурентоспособности
Конкурентные преимущества бизнеса
1. Существующая развитая сеть распространения
Компания имеет 8 филиалов и 11 представительств, работающих во всех регионах России и странах ближнего зарубежья.
2. Имеющийся опыт производства.
Производством текстуратов компания занимается с января 2001 года. За это время отработаны технологии по производству.
3. Отсутствие (в ближайшей перспективе) отечественных аналогов.
4. Отсутствие серьезных конкурентов.
Однако, ситуация с отсутствием конкуренции является временной, так как для рынка характерно быстрое заполнение существующих «ниш», поэтому постоянно должна проводиться работа, направленная на обеспечение конкурентоспособности продуктов из переработанных бобов сои по цене и качеству.
SWOT анализ
(Strength, weaknesses, opportunities and threats)
Сильные стороны
Лидер в производстве отечественных текстуратов
Лидер на московском рынке в производстве продуктов из цельной сои (майонез, тофу, соевые крема, молоко)
Слабые стороны
Относительно низкие расходы на рекламу и продвижение продукции.
Высокая стоимость заемных средств.
Возможности
Рынок соевых белков растет во всем мире, в России еще не достигнуты общемировые пропорции.
Общая экономическая ситуация в России требует удешевления полноценного питания населения.
С другой стороны рост популярности здорового образа жизни.
В рассматриваемом производстве текстуратов использована самая новая технология.
Время: один-два года времени до возможного вхождения иностранных конкурентов с продукцией, произведенной на территории РФ.
Угрозы
Активность конкурентов, в первую очередь иностранных компаний, собирающихся развивать соевое производство в России.
С одной стороны рост объемов производства ГМ-сои удешевляющие выращивание сои. С другой стороны, запреты, вводимые в странах ЕС и России на использование таких продуктов и удорожающие производство сои
Заключение:
Во вводной части нами были поставлены цели работы. Сейчас мы подведем итоги.
Рынок соевых бобов в мире и в России:
- Рынок соевых продуктов в мире начал свой интенсивный рост с 50-х годов XX столетия и в настоящее время продолжает свой рост;
- Увеличение производства пищевых белков из растительного сырья помогает решать актуальную на сегодня проблему питания.
- Необходимо учитывать проблему, связанную с генной инженерией, в производстве соевых бобов. От отношения потребителей к ГМ-проблеме будет зависеть темпы развития соевого рынка.
Рынок соевых текстуратов в России:
- Российский рынок соевых текстуратов в основном сформировался (в первую очередь, за счет импортных продуктов) и расширяется, но темпы роста замедляются и, возможно, рынок приближается к насыщению;
- Замещение импорта соевых белков качественным российским аналогом – одна из перспективных задач;
- Сейчас сложилась наиболее благоприятная ситуация на рынке текстуратов для рассматриваемого бизнеса: с одной стороны рынок уже «принял» новый продукт, с другой стороны, еще есть время один-два года, пока возможные конкуренты не введут в строй свои производственные мощности
В работе было сделано обоснование цен и приняты следующие стоимости: