Введение:
Бандитизм, т.е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападе¬ния на граждан или организации (ст. 209 УК РФ) относится к числу особо тяжких преступлений. Оконченный состав преступления образуют дей¬ствия по организации (созданию), руководству и участию в банде, а также участие в совершаемых ею нападениях. Организация или учас¬тие в банде, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируется особо, по ч. 3 ст. 209 УК, и рассматрива¬ется как признак, отягчающий ответственность.
Банда, будучи преступной организацией, характеризуется устой¬чивостью и вооруженностью. Об устойчивости свидетельствуют стабиль¬ность ее состава и структуры, постоянность преступной деятельности, осуществляемой преимущественно однотипными средствами и метода¬ми. Вооруженность характеризуется наличием оружия хотя бы у одного члена банды, т.е. устройства или предмета, конструктивно предназна¬ченных для поражения живой или иной цели (Закон «Об оружии»).
Бандитизм по своему содержанию представляет корыстно-насиль¬ственное преступление. Его преимущественными целями служат завла¬дение чужим имуществом, ценностями, деньгами путем насилия или реальной угрозы его немедленного применения. Однако бандитские на¬падения могут преследовать и цели неимущественного характера, свя¬занные с интересами членов банды. По разъяснению Пленума Верхов¬ного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. совершение при бандитизме других тяжких преступлений требует дополнительной квалификации по соот¬ветствующим статьям УК.
Обычно членами банды являются мужчины в возрасте 25–40 лет, но в практике встречаются члены банд – женщины (иногда даже орга¬низаторы). Известны случаи создания банд исключительно из несовер¬шеннолетних старших возрастов. По сравнению с другими преступными организациями структура банд более проста, она редко содержит бло¬ки, выполняющие контрразведывательные функции; такие функции может выполнять член банды из числа сотрудников властных структур.
Бандитские нападения совершаются на квартиры граждан, облада¬ющих по информации преступников значительными материальными цен¬ностями: коммерсантов, дельцов и «звезд» шоу-бизнеса и т.п., на бан¬ковские учреждения, часто на пункты по обмену иностранной валюты, на кассиров и инкассаторов, на водителей-»дальнобойщиков». Нападе¬ния могут сопровождаться причинением телесных повреждений и пытками потерпевших с целью получить информацию о месте хранения денег и ценностей, их убийствами, убийством свидетелей-очевидцев.
Диапазон технической вооруженности банд весьма широк: от нали¬чия примитивного оружия и непрестижного транспортного средства до обладания дорогостоящими современными автомобилями, скорострель¬ным автоматическим оружием, совершенными средствами связи.
Глава 5:
свидетельствующих о возможной борьбе преступников с потерпевшими (разорванные части одежды, оторванные пуговицы, следы крови на орудиях самообороны или по пути ухода нападавших с места про¬исшествия, вырванные волосы, обломанные части ногтей;
указывающих на применение орудий взлома при преодолении пре¬град, взлом хранилищ (следы отжима, сверления, огневой резки ме¬талла, орудия взлома и их части, разрушенные преграды и т. д.);
указывающих на имевший место факт хищения имущества, ценностей (вскрытые ящики столов, сервантов и другой мебели, незапыленные участки на поверхности мебели и др.);
указывающих на пути проникновения и отхода преступников. Здесь наряду с обнаружением транспортных средств и обуви важное значе¬ние имеет отбор образцов почвы на месте их обнаружения, так как впоследствии их можно сравнить с загрязнениями» обнаруженными на автотранспортном средстве и обуви задержанных членов банды;
предметы, принадлежащие преступникам (орудия преступления, за¬бытые или утерянные личные вещи), которые могут впоследствии изобличить преступников.
В ряде случаев оставленные преступниками веши обнаруживаются на некотором расстоянии от места происшествия.
Помимо указанных следов при осмотре необходимо обнаружить и изъять документы, характеризующие похищенные вещи: технические паспорта, инструкции по применению, товарные чеки, ярлыки и т.п.
В любом случае в начале осмотра воспринимается и оценивается об¬становка места происшествия в целом, а затем осматриваются ее отдель¬ные участники и объекты.
Оценка материальных следов с целью получения максимальной ин¬формации о преступлении и преступниках начинается немедленно после обнаружения каждого из них и продолжается в течение всего осмотра. Она включает:
анализ информационного содержания всех элементов каждого следа;
анализ взаимосвязей всех обнаруженных следов;
оценку полученной информации в процессе осмотра места происше¬ствия во взаимосвязи с данными из других источников. Результативность осмотра места происшествия часто зависит от того, насколько правильно определены границы местности, подлежащей ос¬мотру. К ней относится не только само жилое помещение, в котором совершено преступление, но и близлежащая территория, где можно най¬ти орудия преступления, похищенное имущество, иные оставленные пре¬ступниками предметы, следы ног, рук и транспортных средств. Поэтому осмотру подлежат также лестничные клетки, чердаки и подвалы домов общего пользования, надворные постройки, погреба, территория около жилища (прилегающие к нему дворы, внутриквартальные участки мест¬ности, огороды, сады).
Заключение:
Итак, исходными данными для возбужде¬ния уголовного дела и планирования расследования по преступлениям бандформирований могут быть:
1) сообщения потерпевших, администрации организации, свидете¬лей-очевидцев или обнаруживших последствия нападения;
2) задержание преступников с поличным работниками вневедомствен¬ной охраны, патрульно-постовой службы, иными сотрудниками право¬охранительных органов и др.;
3) задержание преступников как этап реализации оперативных дан¬ных о существовании и преступной деятельности банды.
В первом случае планируют неотложные действия по преследова¬нию и задержанию преступников, блокируют пути ухода преступников, собирают информацию об их внешности, приметах транспортного средства, которое они использовали; на розыск по этим данным и задержа¬ние преступников ориентируются другие органы внутренних дел, ве¬дется розыск похищенного имущества.
Во втором случае предусматривают допросы задержанных, обыски у них и их связей; предъявления для опознания свидетелям-очевидцам задержанных, их одежды, иных предметов, орудий преступления.
В третьем случае следователь имеет возможность заранее соста¬вить детальный план, предвидев необходимость проведения тех или иных нетипичных действий, согласовать их с оперативно-розыскными мероп¬риятиями, располагая необходимыми сведениями об организаторе и ру¬ководителе банды, ее членах, месте хранения «общественных» сумм денег («общака»), оружия и др.
Первоначальные следственные действия. Задержание подозревае¬мых проводится оперативной группой с соблюдением необходимых мер безопасности, поскольку они могут быть вооружены. Затем следует не¬медленный личный обыск, допрос задержанных, выявление и задержа¬ние соучастников, обыски в жилищах преступников и их связей. При допросе задержанных важно получить показания:
об обстоятельствах задержания и объяснения его причин задержан¬ными;
о соучастниках, руководителе банды, который сам мог не прини¬мать участия в нападении;
о подготовке нападения, источниках информации об объекте напа¬дения, местах хранения ранее похищенного имущества, ценностей.
В этих условиях допрос задержанных носит предварительный ха¬рактер, его цель – получить информацию об остальных участниках бан¬ды, иных эпизодах преступной деятельности. Методически иначе осу¬ществляется допрос задержанных при реализации оперативных данных. В этом случае следователь имеет возможность заранее подготовиться, определить наиболее целесообразную очередность допросов, индивиду¬ализировать предмет каждого из них, предвидеть, как будут себя вести задержанные.