Введение:
Стратегическая цель компании Синема-Парк — занять в ближайшие три-пять лет лидирующие позиции на рынке кинопоказа и обеспечить себе долю рынка в 30-40%.
Любая стратегия начинается с идеи. Источник новаторских идей — дар стратегического видения, основанный на опыте, понимании бизнеса и способности мыслить стратегически. Чтобы видение привело к реальному результату, оно должно трансформироваться во взвешенную и обоснованную программу действий Важнейшие звенья разработки такой программы — стратегический и финансово-экономический анализ.
Процесс разработки, реализации и корректировки стратегии опирается на три важнейших блока информации:
- цели, которые перед собой ставит организация;
- анализ «внешней среды»;
- диагностика состояния самой организации.
При этом финансы — центральный элемент в системе принятия ключевых управленческих решений. Видение, каким бы новаторским оно ни было, так же как и возможность достижения цели, должны быть обоснованы в финансовых терминах. И здесь ключевой вопрос — покроют ли полученные выгоды издержки, связанные с привлечением всех необходимых ресурсов, важнейшим из которых являются деньги. В конце концов, компания должна наращивать продажи, вне зависимости от того, куда направлены инвестиции, в материальные активы или интеллектуальный и человеческий капитал. Эти продажи должны генерировать положительную маржу, а рентабельность операций должна быть достаточно высокой, чтобы перекрывать требуемый инвесторами уровень доходности.
Руководство компании может быть уверено в своих идеях, подсказанных опытом и интуицией. Но эта уверенность должна пройти сложится в результате оценки и анализа с позиций благосостояния акционеров, доверивших им управление компанией. Любая идея имеет свою цену. Выбор стратегии — сродни инвестиционному решению (Рис.1). Необходимо понимать, каких вложений потребует осуществление стратегии, можно ли считать эту цену справедливой, и какой прирост стоимости именно эта стратегия может дать.
Глава 3:
Финансово-экономическое обоснование разработанного проекта не поддается точному определению в количественных показателях. Основная задача, которую решает разработанная бюджетная подсистема компании Синема-Парк, заключается в проведении экономического ана-лиза решений, принимаемых менеджерами компании, и демонстрации влияния тех или иных решений на стоимость компании в долгосрочном периоде. Таким образом, принимаемые реше-ния напрямую зависят от качества, своевременности, достоверности, достаточности и объектив-ности предоставляемых бюджетной подсистемой финансовых показателей работы компании.
На первый план выходит оптимизация финансовых показателей деятельности компании. Взвешенный финансовый план — это процесс поиска компромисса между различными финан-совыми показателями. Прежде всего, должны быть сбалансированы расходы и поступления, достигнуто оптимальное соотношение темпов их роста за определенный период. Ключевым до-кументом в этом случае является БДДС. Смысл разработки сбалансированного финансового плана заключается в контроле над эффективностью использования ресурсов компании.
Для финансового плана необходимые показатели рассчитываются на основе основных бюджетов (БДиР, БДДС, прогнозного баланса), сгенерированных бюджетной подсистемой фи-нансового менеджмента компании Синема-Парк. Рассмотрим, как основные бюджеты БДиР, БДДС и прогнозный баланс помогают принимать взвешенные управленческие решения, и как с помощью показателей, полученных на их основе, происходит оценка финансовой деятельности компании.
Оценка финансовой деятельности компании
Из теории финансового менеджмента известно, что у менеджеров есть всего три рычага управления, с помощью которых можно достичь желаемой доходности бизнеса. Соответствен-но, доходность бизнеса можно регулировать либо ценой и затратами, либо оказывая давление на производительность всех видов ресурсов компании, либо изменяя структуру капитала, увеличи-вая займы или собственный капитал. Финансовое управление компанией представлено на Рис.26. Рассмотрим, какие показатели играют ключевую роль в финансовом управлении Сине-ма-Парк.
Цена на билеты и стоимость прав на фильм определяется рынком, и у компании нет ры-чагов воздействия на эти факторы. Например, если снизить цену на билет в мультиплексе, то, как показывает опыт, посещаемость увеличивается незначительно, а выручка падает. Так как 50% выручки от кинопоказа перечисляется прокатчику, то уменьшение выручки его не удовле-творит, и в следующий раз он не будет предлагать кассовые картины для показа. Аналогичная ситуация складывается и с правами на фильм. Владельцу прав перечисляется роялти, размер ко-торых устанавливается в процентах от выручки. Так же практически не поддаются воздействию и основные затраты мультиплекса. Это прямые постоянные затраты, такие как аренда, эксплуа-тация заработная плата персонала, независящие от уровня посещаемости.
Заключение:
В процессе разработки проекта бюджетной подсистемы в системе финансового менеджмента компании Синема-Парк был проведен анализ рынка кинопоказа в России и показана перспектив-ность его с точки зрения долгосрочного ведения бизнеса. Исследован и выявлен потенциал его дол-госрочного роста. Определена стратегия по выходу на рынок кинопоказа. Перед компанией стоит задача за довольно короткое время построить в самых перспективных с экономической точки зрения городах России около 90-100 экранов или 10-15 мультиплексов в срок до 2005 года. Тем самым ком-пания обеспечит себе долю рынка в 30-40% и доход от 60,0 до 80,0 млн.долл.США.
Для осуществления данной стратегии компания должна опираться на такую систему приня-тия управленческих решений, которая бы в наибольшей степени способствовала достижению по-ставленных целей. Систему, которая позволяла бы оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений, основываясь на анализе важнейших экономических факторов и долго-срочном прогнозе финансовых результатов в контексте достижения главной финансовой цели управления — максимизации стоимости компании.
С этой целью и была разработана бюджетная подсистема компании, состоящая из двух не-разрывно связанных частей — финансовой структуры и системы бюджетов компании. Финансовая структура компании складывается из центров финансовой ответственности. Финансовая структура определяет вид системы бюджетов. Система бюджетов обеспечивает поддержку принятия управ-ленческих решений менеджерами компании и направлена на удовлетворение информационных по-требностей внутренних пользователей компании.
Предложенная проектом бюджетная подсистема позволяет проводить непрерывный финан-сово-экономического анализ, а также осуществлять реализацию специфической финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте компании для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Его важнейшей задачей является выявление возможностей получения экономической прибыли, т.е. достижения такого уровня доходности задействованного в бизнесе капитала, который перекрывал бы альтернативные издержки. Это — необходимое условие для достижения положительного разрыва между рентабельностью инвестиций и стоимостью капи-тала и дает компании возможность создавать, удерживать и использовать свое конкурентное пре-имущество.
Главная цель проекта — не просто разработка бюджетной подсистемы, а использование дан-ной работы для практического внедрения в процесс управления компанией Синема-Парк. Автор по-лагает, что это позволит сформировать более совершенную систему принятия управленческих ре-шений и повысить их эффективность, обеспечивая комбинирование и комплексность различных подходов управления для смещения акцентов с оперативного контроля на анализ будущего состоя-ния компании. Адекватное управление даст возможность снизить издержки, повысить эффектив-ность использования активов компании, высвободить время высших менеджеров и мобилизовать дополнительные ресурсы, необходимые для укрепления конкурентных позиций компании на рынке.
В настоящий момент в компании созданы все предпосылки для успешного внедрения бюд-жетной подсистемы:
- заинтересованность руководителей компанией и их готовность применять разработанную систему;
- наличие явно сформулированных, целевых ориентированных и выделенных приоритетов;
- продуманная организационная структура компании;
- мотивированный управленческий персонал;
- доступность методологической поддержки;
- достаточный уровень автоматизации финансовой службы