Дипломная по теме: Специфика гражданско-правовой защиты

Название работы: Специфика гражданско-правовой защиты

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Общие положения о защите прав потребителей 8

1.1. Круг лиц и отношений, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей 8

1.2. Права потребителей 13

2. Гражданско-правовая ответственность в сфере защиты прав потребителей 23

2.1. Виды гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей 23

2.2. Особенности договоров, заключаемых с потребителями,

в гражданском праве Российской Федерации 25

2.3. Основания возникновения гражданско-правовой ответственности

за нарушение прав потребителей 28

3. Способы защиты прав потребителей 32

3.1. Прекращение или изменение правоотношения 32

3.2. Возмещение убытков 35

3.3. Взыскание неустойки 37

3.4. Компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей 40

4. Формы осуществления защиты прав потребителей 44

4.1. Самозащита как вариант досудебной формы осуществления

защиты прав потребителей 44

4.2. Судебная защита прав потребителей 53

Заключение 61

Список использованных источников 66

Выдержка:

Введение:

Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно – в 90-х годов ХХ века. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства.

Именно поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений.

Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.

7 апреля 1992 года в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» . Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

За 15 лет существования Закона о защите прав потребителей в него трижды вносились изменения: в 1996, 1999 и 2004 годах.

Несомненно, с момента принятия Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось. Предыдущие варианты Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, были недостаточно завершенной попыткой создать качественно российское законодательство о защите прав потребителей. В новые редакции Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон – один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует.

И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

Глава 4:

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Судебная защита также закреплена ст.11 ГК РФ. Судебной защите подлежат права, определенные в ГК РФ, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право. Нарушение права связано с лишением его обладателя возможности осуществить, реализовать свое право полностью или частично. Такое состояние может быть вызвано неисполнением контрагентом своей обязанности, причинением управомоченному лицу материального или морального ущерба, лишением его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться вещью и иными подобными действиями. Оспоренное право еще не нарушено, но возникла неопределенность в праве, вызванная поведением другого лица по отношению к управомоченному. Если, например, оспаривается наличие или отсутствие договора между сторонами, наличие или отсутствие права собственности или иного вещного права, заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием признать наличие или отсутствие между ним и ответчиком правоотношения либо принадлежность ему вещи на праве собственности (ином вещном праве).

Закон о защите прав потребителей также предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Статья 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, порядок проведения судебного заседания точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства – исковому производству, производству, возникающему из административно-правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; и др.

Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных решений. Отказавшись от преимущественной защиты государственной собственности, следует исходить из равенства защиты всех видов собственности, усилить ответственность должника за невыполнение решений.

Заключение:

Подытоживая результаты исследования, отметим ряд выводов.

Несомненно, принятие в 1992 году Закона о защите прав потребителей на первый план выдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей.

Закон о защите прав потребителей направлен, в том числе, на государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации такой защиты.

Длительное время в нашем государстве права потребителей либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации, поэтому, очевидно, что принятия такого Закона – значительное достижение законодателя.

Круг лиц, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителей, достаточно широк. Это потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, организации, выполняющие функции изготовителя или продавца товара на основании договора с ними, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, импортер.

Таким образом, законодательством даны определения практически всех лиц, которые могут нести на основании закона ответственность в случае нарушения ими прав потребителей.

В то же время, в законодательстве о защите прав потребителей фигурируют еще два контрагента потребителя, определения которых не даны: организации, выполняющие функции изготовителя или продавца товара на основании договора с ними.

В связи с этим законодателю требуется внести изменения в Закон, дав определения указанным субъектам.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой.

Законодательством о защите прав потребителей последние наделены целым комплексом прав:

- на просвещение в области защиты прав потребителей;

- на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);

- на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества и безопасных товаров (работ, услуг);

- на соблюдение сроков годности товара (работы) и гарантийных сроков на товар (службы товара).

Примечательно, что право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества является одним из важнейших прав потребителя. Однако ни ГК РФ, ни Закон о защите прав потребителей не раскрывают содержания этого термина.

Поэтому, очевидно, что его юридическая неопределенность требует уточнения содержания, особенно в связи с изменениями в законодательстве о техническом регулировании.

Похожие работы на данную тему