Введение:
Степень цивилизованности общества и государства определяется отношением к «меньшинствам», к «униженным и оскорбленным» (Ф.М.Достоевский). К сожалению, милосердное отношение к ним, сочувствие, проповедуемые великим российским писателем, за десятилетия коммунистического режима – с его призывами «уничтожить как класс», «пусть горит земля под ногами…», «кто не с нами, тот против нас», «усилить борьбу» и т.п. – тщательно вытравливались из сознания соотечественников. И не без успеха. Всплеск эйфории времен горбачевской перестройки захлебнулся. Тяготы постперестроечного периода способствуют новому ожесточению умов и сердец.
Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому – отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют лишь «оседлое» население. Бездомные органами статистики не учитываются. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные, а также отдельные исследования, проводившиеся как государственными структурами (например, Министерством труда и социального развития Российской Федерации), так и общественными организациями (ЦБФ «Ночлежка») не дают всеобъемлющей картины российской бездомности, не позволяют в полной мере выявить динамику изменений и тенденции развития проблемы.
Вместе с тем анализ российского законодательства, а также анализ правовых проблем, с которыми сталкиваются лица БОМЖ, вынуждает с горечью констатировать, что бездомные в современной России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения.
Показательным в этом отношении является тот факт, что в подавляющем большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют, пожалуй, лишь отдельные нормы, касающиеся уголовного и административного преследования.
Глава 2:
В проекте принимают участие ряд церковных, государственных и общественных организации Северо-западного региона России.
Проект реализуется в настоящее время в период с 15 июля 2003 г. по 31 июля 2004 г.
Проект инициирован в связи с невысокой эффективностью мероприятий и программ по ресоциализации бывших заключенных и бездомных, проводимых государством, государственными организациями и общественными институтами и имеющейся очевидной потребностью целевой группы в такой программе, на основании опыта и знаний, накопленных за шесть лет сотрудничества между церковными агентствами северных стран с ХМДС и другими местными партнерами, деятельность которых направлена на реабилитацию и реинтеграцию указанной целевой группы. В результате партнеры пришли к выводу о необходимости расширения сетевой работы и укрепления механизмов правовой защиты нуждающихся. Такая работа в настоящее время является "отсутствующим звеном" в цепи мер, необходимых для максимизации существующей партнерской деятельности.
Участвующие в проекте местные организации обладают большим опытом в решении проблем своих целевых групп. Однако все они сталкиваются с одинаковыми трудностями в работе: юридическими сложностями, связанными с положением бывших заключенных и бездомных. Указанные проблемы создают серьезные препятствия успешной работе таких организаций и мешают процессу социальной реинтеграции их подопечных. Таким образом, проблемы, которые решает настоящий проект, являются общими для всех привлеченных к его реализации партнерских организаций.
В результате проведения проекта создана сеть, стратегический союз организаций, занимающихся проблемами бездомных, а также стимулируется непрерывный обмен опытом. Это способствует созданию эффективного механизма защиты прав указанной целевой группы граждан.
С учетом постоянного повышения уровня социальной исключенности и маргинализации бывших заключенных и бездомных граждан в России, партнеры видят основную задачу в оказании поддержки инициативам в области решения правовых проблем указанных целевых групп и обеспечении профессиональной подготовки сотрудников сети, которая призвана решать такие проблемы. В целях оптимизации результатов усилий в этом направлении планируется осуществление интегрированной деятельности, включая ряд мероприятий, связанных с основными направлениями работы. Такая совместная деятельность будет противостоять и другой проблеме, с которой сегодня сталкиваются партнеры, а именно предвзятому и враждебному отношению общества к бывшим заключенным и бездомным людям.
Заключение:
В заключение отметим, что практика применения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации показала, что ныне действующие меры профилактики бездомности среди лиц, освобождаемых от отбывания наказания, и их ресоциализации – не эффективны. Главой 22 УИК РФ предусмотрено право осуждённых, освобождаемых от отбывания наказания, на трудовое и бытовое устройство (статья 182), однако отсутствие прописанных в законодательстве конкретных механизмов реализации этого права существенно снижает возможность его реализации теми осуждёнными, которые утратили жильё до провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 23 июня 1995 года № 8-П по делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР. Предусмотренное статьёй 180 УИК РФ уведомление органов местного самоуправления и федеральной службы занятости «по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся у него специальностях», само по себе не порождает каких-либо обязанностей указанных органов в отношении трудового и бытового устройства лиц, освобождённых от отбывания наказания. Такие обязанности не установлены и иным законодательством.
В результате этого лица, освобождённые от отбывания наказания, в случае отсутствия у них прав на конкретные жилые помещения, оказываются на длительное время практически без жилья и источников средств существования, что в наших климатических условиях по сути является пыткой и зачастую толкает этих людей на совершение новых преступлений, цель которых – получение средств существования или, как это ни парадоксально и страшно, назначение нового наказания (люди сознательно совершают преступления небольшой тяжести, чтобы попасть в учреждения пенитенциарной системы и не погибнуть от голода и холода).
Следствием этого является дополнительная нагрузка на судебные органы и пенитенциарные учреждения, и, соответственно, дополнительная нагрузка на бюджет.
Важнейшим элементом ресоциализации трудоспособных бездомных является обеспечение их занятости. Существующее законодательство не только не создаёт условий для вовлечения бездомных в производственные процессы и иную общественно полезную деятельность, но и препятствует этому.
Создание возможности свободной и беспрепятственной реализации бездомными права на труд в значительной степени выведет экономическую деятельность бездомных из теневой сферы. Возможность легально трудиться и получать легальное вознаграждение за общественно полезную деятельность будет иметь позитивные результаты не только для благосостояния бездомных, но также для бюджета и внебюджетных фондов, ибо с официального вознаграждения за труд и соответствующих сумм, предусматриваемых в фонде оплаты труда, будут взиматься предусмотренные законодательством налоги и социальные отчисления.
Сократив уровень относительной бедности бездомных и обеспечив им возможность получения достойного жилья, осмысленной работы и справедливого вознаграждения за неё, государство и общество в результате получат снижение количества преступлений, которые в настоящее время бездомные совершают ради собственного выживания.