Введение:
Развитие рыночных отношений в нашей стране происходит в непростых социально-экономических условиях. Отказ от плановой системы хозяйствования, неопределенность прав собственности, неэффективность управления породили ослабление финансовой ответственности руководителей за результаты хозяйственной деятельности предприятий, рост неплатежей, расчеты по схемам взаимозачетов. В этих экономических условиях далеко не всем хозяйствующим субъектам удается стабильно и динамично развиваться, достигать необходимого уровня рентабельности, прибыльности и финансовой самостоятельности.
Весьма выгодной для отдельных руководителей оказалась схема искусственного наращивания величин дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий до запредельных размеров, и дальнейшего фактически “бесплатного” использования привлеченных таким образом финансовых ресурсов в собственных целях. Такая финансовая политика неизбежно приводит к потере платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятий, лишая финансовый анализ всякого смысла.
В подобной ситуации как раз и находится, на мой взгляд, анализируемое предприятие. Имея большую кредиторскую задолженность, в том числе и перед бюджетом, оно, тем не менее, каким то образом умудряется проводить инвестиционную деятельность, осуществлять краткосрочные финансовые вложения не связанные с основной деятельностью, повышать заработную плату работникам. По моему мнению, в настоящее время настала пора пересмотреть проводимую руководством предприятия финансовую политику с целью восстановления платежеспособности предприятия и предания структуре его баланса более рациональной основы. В противном случае данное предприятие может уже в ближайшее время столкнуться с необходимостью проведения процедуры банкротства. В этом, на мой взгляд, заключена актуальность темы данной дипломной работы для объекта исследования.
Исходя из вышесказанного, формулируется и цель данной дипломной работы - проведение анализа источников финансирования оборотного капитала предприятия для выявления наиболее проблемных аспектов его финансовой политики и разработка мероприятий по совершенствованию управления оборотными средствами для улучшения его финансовой устойчивости.
Для достижения поставленной цели, в работе были решены следующие задачи:
• рассмотрено экономическое содержание оборотного капитала;
• определены источники финансирования оборотного капитала и способы определения потребности в них;
• рассмотрены существующие модели финансирования оборотного капитала;
• выявлены проблемные вопросы авансирования оборотного капитала ООО «Валга» и даны предположения по их разрешению.
В первой части дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты сущности и методов управления оборотными средствами.
Во второй части дипломной работы дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования – ООО “Валга”. Проведен экспресс-анализ его финансового состояния. Особое внимание уделено анализу структуры и динамике баланса предприятия, с целью определения основных тенденций его финансового развития. Рассмотрено состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, которое фактически отражает основные направления проводимой финансовой политики предприятия. Дается оценка текущего финансового состояния предприятия по 15 финансовым коэффициентам, характеризующим ликвидность баланса, рыночную и финансовую устойчивость, деловую активность предприятия. Анализ финансового состояния завершается анализом прибыльности и рентабельности предприятия.
Глава 3:
Цель этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на целевые показатели финансовой структуры капитала, обеспечивающие его высокую финансовую устойчивость.
Решение как тактических, так и стратегических задач управления оборотными средствами анализируемым предприятием не возможно без совершенствования финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
В литературе о планировании на предприятиях [18] обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
В настоящее время предприятием ООО « Валга» получен крупный заказ на обустройство Заполярного нефтегазового месторождения. Предполагаемый объем освоения капитальных вложений в обустройство данного месторождения должен составить около 500 млн. долл. за период следующих 5 лет. Очевидно, что проблемы финансового планирования и прогнозирования получит еще большую актуальность для объекта исследования.
На наш взгляд, учитывая приоритетность задачи восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости анализируемого предприятия, а также имеющиеся производственные возможности по значительному наращиванию объемов производства, большее внимание необходимо уделить финансовому планированию по методу break-down. При этом главной задачей должно являться достижение определенных плановых показателей по прибыли, рентабельности, объему реализации и другим показателям положительного денежного потока.
Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Если предлагаемые выше мероприятия действительно будут проведены, то важность внутреннего финансового контроля за деятельностью как самого предприятия так и структурных подразделений возрастет. В этом будут заинтересованы как учредители, так исполнительное руководство предприятия.
Безусловно, появится необходимость введения в организационную структуру управления предприятием должности финансового менеджера.
Одной из функций которого будет осуществление мероприятий по внутреннему финансовому контролю, планированию и прогнозированию. Для более эффективного выполнения своих обязанностей финансовому менеджеру, как функциональному руководителю необходимо наладить сотрудничество со всеми экономическими подразделениями организации.
Заключение:
Финансовые результаты деятельности анализируемого предприятия за ряд последних лет носили противоречивый характер.
В 2002 г. финансовым результатом деятельности анализируемого предприятия впервые стал убыток, снизился объем реализации работ, значительно увеличилась кредиторская и дебиторская задолженности. Начиная с этого периода финансовое состояние объекта исследования становится неустойчивым.
В 2003 г., в связи с улучшением экономической конъюнктуры, объем реализации достиг уровня 1997 г., предприятие закончило год с прибылью. Однако рост кредиторской задолженности продолжился, и она на конец 2002 г. составляла уже 139,5 млн. руб. Значительно увеличилась задолженность предприятия перед бюджетом и по социальному страхованию (на конец 2002 г. она составляла в сумме более 30 млн. рублей). Как показал проведенный анализ, у предприятия практически отсутствуют собственные оборотные средства, большинство рассчитанных финансовых коэффициентов характеризующих платежеспособность, финансовую и рыночную устойчивость не отвечают общепринятым нормативам.
Все это позволяет констатировать утрату платежеспособности и финансовой устойчивости анализируемого предприятия, а также необходимость принятия срочных мер по совершенствованию управления оборотными средствами объекта исследования.
В третьей части дипломной работы разработаны конкретные и общие рекомендации, реализация которых позволит существенно улучшить финансовую устойчивость анализируемого предприятия.
В качестве первоочередной меры рассматривается создание комиссии по дебиторской задолженности предприятия с целью ее максимального сокращения в 2004 г.
Для этого предлагается предложить всем основным предприятиям-дебиторам предусмотреть выделение дополнительных средств в размере 10% от запланированных сумм по ранее заключенным контрактам на 2004 г., для частичного погашения имеющейся у них задолженности.
При этом, как показывают расчеты величина дебиторской задолженности в 2004 г. должна сократится более чем на 65%.
Анализируемое предприятие же должно все получаемые денежные средства от дебиторов в свою очередь направлять на сокращение кредиторской задолженности. На эти же цели должна расходоваться в 2004 г. большая часть получаемой прибыли.
Другим важным направлением улучшения финансовой устойчивости предприятия является мобилизация внеоборотных активов. В настоящее время на предприятии более половины (около 800) единиц техники не используется. Половину неиспользуемой техники предлагается продать, а оставшуюся часть - сдать в аренду.
Проведенные исследования позволили также выработать рекомендации по совершенствованию финансового планирования и внутреннего финансового контроля на предприятии.