Введение:
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентно способности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйствования, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важнейшая роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятий, его подразделений и работников.
Любая система учета из всех элементов финансовой отчетности наибольшее значение придает именно прибыли. Анализ деятельности предприятия это в основном анализ полученной прибыли. И это далеко не случайно, так как прибыль - есть цель деятельности фирмы. Отражаемое в балансе изменение активов и пассивов показывают способы достижения этой цели.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является финансовый результат деятельности предприятия.
Объектом исследования является филиал ОАО «Мосэнерго» Волоколамские электрические сети.
Целью выпускной квалификационной работы является: теоретическое и практическое исследование результатов финансовой деятельности предприятия, постановки бухгалтерского и налогового учета в филиале ОАО «Мосэнерго» Волоколамские электрические сети; с позиций выявления оценки их достоинств и недостатков; выявление резервов возможного усовершенствования деятельности на основе результатов анализа.
В связи с этим в настоящей выпускной квалификационной работе поставлены следующие конкретные задачи:
Глава 3:
Планируемый уровень рентабельности на 2004 год - 27 %
Определим средневзвешенную рентабельность продаж через вероятность, а так как событий пять, то вероятность каждого события составляет 1/5, следовательно:
Средняя рентабельность = 18,63 * 1/5 + 20,45 * 1/5 + 23,52 * 1/5 + 25,71 * 1/5 + 48,29 * 1/5 = 27,32 %
Рассчитаем дисперсию как сумму отклонений произведений всех квадратов разниц между фактической и средней величиной рентабельности на соответствующую величину вероятности события:
Дисперсия = (18,63 - 27,32)² * 1/5 + (20,45 - 27,32)² *1/5 + (23,52 -27,32)² *1/5 + (25,71 - 27,32)² * 1/5 + (48,29 - 27,32)² * 1/5 = 115,9 %. Найдем среднеквадратическое отклонение как величину соответствующую квадратному корню из дисперсии:
Среднеквадратическое отклонение = 10,77 %
Размер предельной ошибки выборки (т. к. стандартное отклонение t=1) и есть уровень риска. Чем выше предельная ошибка выборки, тем рискованней рассматриваемый прогноз. По данным нашего расчёта предельная ошибка выборки равна 10,77 %, это значит, что наиболее вероятное отклонение рентабельности продаж от средней величины составит 10,77 %, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность продаж по расчётам составит 27,32 – 10,77 = 16,55 %, а по оптимистическому 38,09 % (27,32 + 10,77). Таким образом, прогноз рентабельности продаж на 2004 год в размере 27 % является вполне реальным.
Заключение:
Прибыль предприятия, отражающая финансовые результаты его работы в целом за отчётный период – это суммарный итог доходов и расходов, относящихся как к основной деятельности, так и к другим видам деятельности.
По филиалу ОАО «Мосэнерго» Волоколамские электрические сети за 2004 год размер прибыли по сравнению с 2003 годом увеличился на 139100 тыс. руб., наибольшую долю прибыли составляют операционные доходы (таб. 3). Прибыль от продаж (таб.№4) составила 186679 тыс. руб., большему увеличению прибыли препятствовал рост операционных и внереализационных расходов.
Основное увеличение произошло за счет роста выручки от продаж (на 75240 тыс. руб.), а так же за счет уменьшения затрат предприятия (производственной себестоимости на 54298 тыс. руб.). Это говорит о том, что предприятие принимает меры по снижению затрат на обеспечение бесперебойного питания электроэнергией предприятий и населения, эффективно использует материальные ресурсы. В 2004 году произошел прирост прибыли за счет увеличения объема реализации на 5820 тыс. руб., а снижение себестоимости привело к увеличению прибыли на 27149 тыс. руб. Повышению прибыли на 52601 тыс. руб. произошло, к сожалению, главным образом за счет роста тарифов на электроэнергию. Однако производство тепловой энергии ОАО «Мосэнерго» в 2004 году, как и в 2003 году, было убыточным. Величина фактически сложившегося тарифа на тепловую энергию ниже утвержденной, что обусловлено изменением структуры платежей, погашением дебиторской задолженности потребителями с более низкими тарифами. Основной задачей ОАО «Мосэнерго» в области тарифной политики является отстаивание в ФСТ РФ, В РЭК Москвы и Энергетическом комитете Московской области позиции поэтапного доведения существующих тарифов до экономически обоснованного уровня. В течение года решался вопрос о правомерности применения ОАО «Мосэнерго» тарифов на электрическую энергию, отгружаемую энергоснабжающим организациям Московской области, установленных им в соответствии с протоколом ЭКМО от 17.12.2003 как прочим потребителям и не признаваемых этими организациями. Общество продолжает отстаивать свои позиции, и уверено, что этот вопрос будет решен в 2005 году.
Таким образом, наибольшее влияние на сумму прибыли оказали два фактора: отпускные цены и структурные сдвиги, причем увеличение прибыли в 2004 году произошло за счет снижение себестоимости продукции.
Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции используют показатели рентабельности.