Введение:
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.
Актуальность исследования проблемы функционирования в стране оффшорных зон обусловлена рядом факторов социально-экономического, нормативно-правового и теоретического порядка.
Здесь следует прежде всего указать на ту роль, которую играет оффшорные зоны в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Значительную актуальность этой проблеме придает и сегодняшнее состояние гражданского законодательства об оффшорных зонах. В настоящее время оно, как известно, существенным образом обновилось. Но в связи с тем, что оно является для российской правовой системы по сути совершенно новым феноменом дальнейшая разработка теории организации предпринимательства в оффшорных зонах имеет важное методологическое и практическое значение.
В условиях бюджетного дефицита государства увеличение налоговых поступлений представляется панацеей от всех бед. Однако данный постулат сторонников пополнения государственной казны путем перенесения налогового бремени на налогоплательщиков является небесспорным. Еще древнеримский император Тиберий говорил, что «хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать».
Глава 3:
После указания 500-У вышли и другие малоприятные для владельцев оффшоров документы. Так, указание ЦБР от 13.07.99 № 606-У предлагает кредитным организациям РФ формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Этот документ существенно осложнил жизнь банкам, которые с помощью оффшоров пытаются уменьшить свои налоговые платежи. Например, раньше банк мог попросту переводить деньги на свой оффшор в виде безвозвратных кредитов, приобретения его векселей. Указание № 606-У предусматривает создание банком значительных резервов под подобные операции, что практически сводит на нет эффективность схемы.
И наконец, последним документом, направленным на борьбу с оффшорами, стало указание ЦБР от 26.08.99 № 634-У, резко ограничившее возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками. А открывать для оффшорных банков корсчета в рублях теперь вообще запрещено. Это полностью уничтожает целую индустрию конвертации рублевых средств и перевода их за рубеж. Действие этого указания не распространяется, однако, на установление корреспондентских отношений с оффшорными банками, которые зарегистрированы официально, то есть по лицензии ЦБ, а также с центральными банками соответствующих оффшорных юрисдикции.
Очевидно, что цель указания 500-У — компенсировать нехватку комплексных механизмов, препятствующих перекачиванию доходов из России. Теперь российские организации при заключении договоров с резидентами оффшорных зон должны будут обращать особое внимание на контрактную документацию и быть готовыми к более тщательным проверкам со стороны органов валютного контроля и налоговых учреждений на предмет уклонения от налогов, укрывательства валютных прибылей и утечки капитала».
Первым результатом появления перечисленных нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в «черный список». Впрочем, паника среди компаний-регистраторов и владельцев оффшоров продолжалась недолго. Асимметричные ответы на враждебные действия Центробанка нашлись достаточно быстро.
Во-первых, выяснилось, что существует примерно с десяток малоизвестных оффшорных зон, в «черный список» не попавших. Это, например, Черногория. Черногория в плане минимизации налогов очень похожа на Кипр. У России с Югославией тоже имеется действующий договор об устранении двойного налогообложения, и все процедуры, связанные с минимизацией налогов, устойчиво работают. Мало того, в Черногории без проблем можно получить лицензии на банковскую и страховую деятельность. При этом стоимость регистрации компаний не выше, чем в других зонах. Для регистрации банка требуется оплаченный капитал в размере десяти тысяч долларов на момент регистрации, причем можно его оплатить и сразу же пустить в оборот. Регистрация документов на создание банка реально занимает две недели. А при открытии корсчетов в западных банках нет такого негативного отношения, как к банкам, например, из Науру. И наконец, Черногория не входит в „черный список" оффшорных зон».
Для регистрации компании в оффшорной зоне «Черногория» необходимо предоставить следующие документы:
Заключение:
Современные оффшорные зоны и территории с льготными режимами налогообложения представляют собой набор вспомогательных специализированных инструментов, каждый из которых может быть полезен в одной ситуации и совершенно непригоден в других. Решение вопроса о выборе конкретного экономического инструмента должно осуществляться с учетом целей и задач, особенностей сферы деятельности, квалификации и имеющихся финансовых ресурсов пользователя.
Созданию предприятия в оффшорной зоне должна предшествовать детальная проработка реальных и потенциальных проблем налогоплательщика, всесторонний анализ возможностей минимизации налоговых обязательств, предоставляемых внутренним налоговым законодательством. Решение о приобретении оффшорной компании следует принимать только с учетом основных негативных последствий осуществления деятельности через такую компанию.
Специализация оффшорных зон и территорий с льготными режимами налогообложения обусловила их комбинированное использование. Практика международного налогового планирования показывает, что наиболее эффективными являются схемы, одновременно сочетающие применение налоговых льгот, установленных национальным налоговым законодательством страны осуществления деятельности; благоприятные условия международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также льготные режимы налогообложения в офшорных центрах и зонах. В связи с тем, что заключение соглашений об избежании двойного налогообложения с оффшорными центрами является не правилом, а исключением, возникает необходимость построения цепочек предприятий, расположенных в других странах.
Чтобы исправить сложившееся положение, необходимо не освобождать от налогообложения прибыль, которую российские предприятия направляют на погашение кредитов, полученных от оффшорных финансовых организаций. В то же; время, учитывая роль оффшорного банковского бизнеса в современном мире, целесообразно сохранить существующий порядок погашения кредитов по отношению к кредиту, полученному от иностранного оффшорного банка.
Исследование путей дальнейшего ускорения темпов экономического роста и повышения экономической эффективности бизнеса в Ингушетии привело к выводу о том, что в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования, формируется качественно новая система производственных отношений, в которой изменяются и способы стимулирования экономических структур. К важнейшим направлениям стимулирования бизнеса относятся: предоставление свободы хозяйственной деятельности, самостоятельности в решении вопросов распределения и использования прибыли; замены бюджетного финансирования кредитованием, что кардинально изменяет инвестиционную политику по отношению к малым хозяйственным формам; перестройка системы налогообложения; формирование современной инфраструктуры для малых предприятий, а также использование ряда мер финансового стимулирования. Характерно, что все эти направления реализованы в республике путем создания зоны экономического благоприятствования и центра международного бизнеса, способствующих осуществлению социально-экономических региональных программ.