Введение:
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России наиболее остро стоит вопрос обновления основных производственных фондов и изыскания новых технологий. Из-за недостаточной развитости российского производственного комплекса возникла необходимость привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В 1992 году инвестиции в основной капитал превышали его амортизацию в 1,4 раза, в 1994 году - только на 5%, а с 1995 года инвестиции не покрывали износа основных производственных фондов. Реформа банковской сферы России и принятие законов, стимулирующих инвестиционную активность, создали благоприятные условия для появления на российском рынке различных организаций, имеющих возможность предоставлять средства для нужд экономики.
Вступление России в МВФ в 1992 году положительно повлияло на ее кредитный рейтинг: расширились инвестиционные и кредитные операции различных международных финансовых организаций и зарубежных кредитных институтов. Можно отметить, что современные тенденции расширения долгосрочного кредитования под различные инвестиционные программы российских организаций во многом зависят от объемов участия международных институтов (и косвенно МВФ, влияющего на ситуацию вокруг России) и частных зарубежных организаций (в том числе, коммерческих банков, финансовых агентств).
Кредитование инвестиционных проектов, как разновидность долгосрочного кредитования в России является новой формой заимствования, которая существует немногим более восьми лет. Оно
считается одним из самых рисковых мероприятий, предполагающих углубленный анализ всех экономических и правовых аспектов деятельности инвестируемого объекта. Опыт российских институтов в этой области можно назвать скорее удачным, однако, не лишенным определенных негативных моментов, связанных с кризисными явлениями в российской экономике. С 1995 года российские банки набирали опыт в сфере практического кредитования инвестиционных проектов, разрабатывали свою методику с учетом международной практики. Однако до настоящего времени предоставление кредитов для реализации инвестиционных проектов в России не получило столь широкого применения, как на Западе. Это обусловлено, в основном, нестабильной политической ситуацией в России и неудовлетворительным финансовым положением большинства российских предприятий.
Глава 3:
В этой связи, по нашему мнению, необходимо усилить как
практические, так и теоретические исследования в освоении
проектного кредитования, а также совершенствовать
законодательную и нормативную базу для более широкого внедрения проектного кредитования в России, с акцентом на усиление государственной политики гарантирования инвестиций. В рамках этого направления, по нашему мнению, необходимо принять следующие меры:
1. Усилить контроль использования государственных средств.
Необходимо ликвидировать некоторые организации, которые не
справляются с возложенными на них функциями страхования
инвестиций (ГОСИНКОР, РФК), или повысить их эффективность
путем расширения государственного представительства в этих
корпорациях (из представителей уполномоченных министерств);
2. Создать отраслевые и региональные фонды развития,
предназначенные для обеспечения предоставляемых инвестиций и
кредитов (например, в форме залога). По данному вопросу
необходимо создать фонды с привлечением различных организаций
(в том числе, и государственных) в качестве учредителей и методики
анализа тех проектов, которые могут быть обеспечены за счет
средств фонда.
3. Создать Федеральный ипотечный фонд для обеспечения
кредитов, привлекаемых под гарантию Правительства РФ (в том
числе, федеральных инвестиционных программ). За счет гарантий
163
этого Фонда могут обеспечиваться инвестиции в государственные ценные бумаги и кредитование инвестиционных программ федерального значения
4. Создать систему зарубежных фондов развития для гарантирования наиболее значимых иностранных инвестиций и кредитов за счет имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом. Однако для организации таких фондов необходимо принять программу системы защиты имущественных интересов инвесторов. В рамках такой программы, по нашему мнению, необходимо предусмотреть создание специальной некоммерческой организации для управления этими фондами и контроля над деятельностью отраслевых и региональных фондов развития, а также российских страховых организаций, и необходимость разработки и реализации программы, направленной на привлечение частных и неправительственных международных (и российских) организаций к сотрудничеству.
Достаточно важным фактором стимулирования инвестиций (в том числе, кредитов) является развитие законодательства о концессионных договорах.
Заключение:
Под проектным кредитованием понимается специфическая форма преимущественно долгосрочного банковского кредитования, предполагающая дополнительное использование различных долговых инструментов. Участники проектного кредитования (к которым относятся спонсоры проекта, инициаторы проекта, кредиторы, инвесторы, государственные органы, страховые и консалтинговые компании) в той или иной степени несут ответственность друг перед другом по урегулированию обязательств, вытекающих из привлечения в проектных целях средств на рынках кредитов и капиталов. Поскольку проектное кредитование имеет два основных вида - кредитование проекта действующего предприятия (под объект) и кредитование создания нового имущественного комплекса создаваемого предприятия, - каждая из этих форм налагает на участников различную степень ответственности.
Проектное кредитование имеет ряд отличий от других форм кредитования:
1. В проектном кредитовании существуют схемы минимизации
кредитного риска за счет распределения ответственности между
различными участниками сделки;
2. При проектном кредитовании могут одновременно
использоваться различные формы привлечения капитала — как в виде
кредитов (коммерческих, банковских, государственных,
лизинговых), так и с использованием инвестиционных схем (за счет
размещения ценных бумаг). Это очень важная особенность,
поскольку в инвестиционном плане проект «покрывается» кредитами
лишь частично, и цель проектного кредитования для финансовой
165
организации состоит не только в получении дохода от кредитной операции, но и в оказании помощи в реализации проекта в целом, без которой исполнение кредитных обязательств достаточно проблематично;
3. В проектном кредитовании стоимость кредита, как правило,
выше, поскольку помимо рыночного процента по сделке банки
получают с заемщика также и маржу (дополнительный процент),
которая включается в общую процентную ставку, что является
определенной «платой за риск» для банков при выделении кредитов;
4. Для реализации проекта может быть специально создана
проектная фирма - новое предприятие, принимающее обязательства
по погашению кредита.
Большинство стран мира пока не имеет возможности обеспечить кредитование проектов в объемах, сопоставимых с их нуждами (например, государства Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и другие), за счет отечественных ресурсов. Из числа основных участников рынка только страны Северной Америки и Западной Европы могут самостоятельно удовлетворять проектные нужды, но эти страны также привлекают международные кредиты. Кроме того, проектное кредитование в основном обеспечивается в рамках синдицированного кредитования, организатором которого может быть банк из другого государства. Это подтверждает международный характер данной сделки, поскольку организатор синдицированного кредита, в свою очередь, также является кредитором. Международный характер проектного кредитования также обусловлен активностью международных организаций, которые кредитуют предприятия из различных стран. В принципе, на рынках стран с развитой экономикой (США, Великобритания, Франция, Германия) допустимы случаи, когда
166
национальный банк предоставляет кредит под проект предприятия этой страны. Однако, такие случаи достаточно редки.
По нашему мнению, сопоставление международной и российской модели кредитования проектов целесообразно, учитывая, что в обоих случаях рассматривается привлечение банковских кредитов на определенных условиях. Изучение международной практики проектного кредитования необходимо, прежде всего, с целью определения организационных схем кредитования проектов, разработанных для основных отраслей, форм и методов снижения рисков, а также рассмотрения предпочтений иностранных банков и организаций в части кредитования проектов различных сегментов рынка.