Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В нынешних условиях возможности субъектов Федерации маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью многих проблем, в том числе неотрегулированностью бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руково-дство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджет-ных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в феде-ральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перерас-пределения средств федерального бюджета. Тем самым неоправданно возраста-ет нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюдже-ты узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом госу-дарства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает поли-тической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выра-жением экономической политики государства. Через бюджет происходит пере-распределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюд-жет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, ин-вестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой сис-темы любого государства и играет как важную экономическую, так и политиче-скую роль в любом современном обществе.
Глава 3:
При планировании налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями, транспортного налога, сбора на содержа-ние милиции, НДС, налога на имущество предприятий, налога на содержание жилищного фонда, Управление финансов использует расчетно-аналитический метод с использованием объемных показателей, доведенных управлением эко-номики и развития города.
К сожалению, в некоторых случаях, налоги, рассчитанные исходя из объ-емных показателей, получаются нереальными, и тогда Управление финансов осуществляет регулировку налога по фактическому поступлению, исходя из от-четности налоговой инспекции и бухгалтерии Управления финансов. Это про-исходит из-за отсутствия в городе большого объема статистических показате-лей, оперируя которыми можно было бы выбрать оптимальный вариант показа-телей. Подробнее рассмотрим на примере расчетов налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Расчеты на добавленную стоимость и налога на прибыль на 2003 год про-изведены по данным Управления экономики, исходя из балансовой прибыли 1470 млн. руб. Согласно расчета в бюджете города Ижевска на 2003 год было запланировано НДС в размере 77 млн. руб., фактически поступило 90,1 млн. руб. Исходя из прибыли 1470 млн. руб., доведенной Управлением экономики, расчет налога на прибыль нереальный, так как план по налогу на прибыль на 2003 год по данному расчету 186,2 млн. руб., а фактическое исполнение за 2002 год – 193,4 млн. руб., с учетом заключительных оборотов 205,1 млн. руб., по-этому налог на прибыль на 2003 год принят из второго варианта расчета, со-гласно фактического поступления.
Местные налоги и сборы планируются, исходя из фактического поступле-ния с учетом роста. Пример расчетов по местным налогам и сборам приведен в таблице 2.
Заключение:
Проведенный в работе анализ исполнения бюджета г. Ижевска подтвер-ждает актуальность выбранной темы, так как финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь, в условиях недофинансирования бюджетных потребностей и роста бюджетного дефицита выдерживают то дав-ление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на управле-ния в связи с недостатком средств по финансированию образования, здраво-охранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Разработка основных финансовой политики города, разработка и исполне-ние бюджета г. Ижевска, совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, концентрация финансовых ре-сурсов на приобретенных направлениях развития города при дефиците бюд-жетных средств делает выполнение темы настоящей работы актуальным и по-зволяет вскрыть основные результаты в данной деятельности на примере Управления финансов Администрации города Ижевска.
Несовершенство бюджетных отношений, рост недоимки, обусловленный нерешенностью проблемы взаимных неплатежей, сложным экономическим по-ложением предприятий в связи со спадом производства и неплатежеспособно-стью привели к снижению поступлений в бюджет города Ижевска.
В условиях невосполнения дефицита бюджета города, низкой платежеспо-собности предприятий и увеличения объема неплатежей уменьшаются факти-ческие расходы бюджета.
В процессе выполнения работы были изучены основные вопросы по фор-мированию и исполнению бюджета г. Ижевска с анализом существующей за-конодательной и нормативной базы по формированию бюджетов.
Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы.
Система местных налогов и сборов является стабильным и самостоятель-ным источником доходов местного бюджета. На территории г. Ижевска приме-няется 12 местных налогов и сборов, но по многим из них отсутствуют отступ-ления в бюджет, а положения по данным источникам не отмечены, что в свою очередь увеличивает и без того объем работы работников налоговых и финан-совых служб. По нашему мнению, целесообразно применять правовое регули-рование порядка установления и взимания местных налогов и сборов на терри-ториях города (района) путем принятия на федеральном уровне Закона “О ме-стных налогах”, который должен поставить практику ведения местных налогов на законодательную правовую основу.