Введение:
Планирование как одна из функций управле¬ния служит основой для принятия управленческих решений. Оно предусматривает разработку целей и задач управления производством и определение пу¬тей реализации планов для достижения поставлен¬ных целей. Вместе с тем, понятие «планирование» многогранно и включает в себя сеть связанных меж¬ду собой планов, в связи с чем имеет смысл рас¬смотреть вопрос о финансовом планировании и пyтях совершенствования его организации на отече¬ственных предприятиях.
В последние годы в работах многих отечествен¬ных авторов процесс финансового планирования связывается исключительно с формированием бюд¬жетов. Объяснени¬ем такого подхода служит тот факт, что государ¬ство в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования пред¬приятий, в которой излагались методические реко¬мендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных предприятий и ко¬торой придерживаются многие авторы. Согласно этой программе, система финансового планирова¬ния состоит из следующих подсистем: а) бюджет¬ного планирования деятельности структурных под¬разделений предприятия и б) сводного бюджетно¬го планирования деятельности предприятия. При этом взаимосвязь финансового планирования с дру¬гими видами планирования на предприятии не рас¬сматривается.
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной ме¬тодики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность опе¬раций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Работа по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии начинается с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия.
Цель дипломной работы - разработка механизма совершенствования организации фи¬нансового планирования на предприятии.
Предметом исследования выступает Открытое акционерное общество «НГДУ Пензанефть». Основной вид деятельности предприятия – производство и реализация нефти и газа.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить экономическую сущность и виды финансовой политики;
- рассмотреть методики разработки финансовой политики;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия ;
- сделать анализ финансового состояния предприятия и состояния финансовой политики;
- подготовить рекомендации по совершенствованию финансового планирования.
Теоретическую основу дипломной работы составили нормативные документы, научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы периодической печати и информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
Глава 3:
Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т. е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным.
Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным мероприятием.
Однако необходимо помнить, что нельзя увеличивать любой ценой соотношение заёмных и собственных средств, необходимо его регулировать. Если новое заимствование выгодно предприятию, то это не значит, что оно выгодно банкиру, т. к. увеличивается его риск. Свой риск банкир попытается компенсировать увеличением процентной ставки за кредит. Увеличение же коэффициента финансовой зависимости приведет к снижению ликвидности предприятия и, как следствие, ухудшению финансовой устойчивости. Сама по себе задолженность не благо и не зло. Это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Проблема для управляющего состоит не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять различные, рассчитанные риски.
В заключение нужно сказать, что если руководство ОАО «НГДУ Пензанефть» займётся стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем управления бизнесом, и активно применит хотя бы предложенные в данной работе мероприятия, то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объёмов производства и реализации продукции, но и улучшить свои финансовые результаты.
Заключение:
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной ме¬тодики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность опе¬раций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Работа по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии начинается с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия.
Систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, ис¬пользуя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов.
Предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определен¬ные функции финансового планирования, уделяя их реализации наиболь¬шее количество сил и средств.
Совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, не¬обходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации. Переход предприятия к построению своей деятельности на основе про¬цессного подхода позволяет устранить недостатки, характерные для тради¬ционной схемы организации.
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
- работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;
- систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, ис¬пользуя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;
- предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определен¬ные функции финансового планирования, уделяя их реализации наиболь¬шее количество сил и средств;