Введение:
Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности любого предприятия независимо от вида его деятельности. Купля-продажа – один из основных видов гражданско-правовой деятельности в многогранном имущественном обороте. Поэтому не случайно в гражданском кодексе РФ в части второй, много внимания уделено правовому регулированию именно этого вопроса. Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли.
Продажа отражает экономические связи между предприятиями и между предприятиями и государством. В условиях рыночной экономики выручка от продажи продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:
- проверка правильности документального оформления товарных операций;
- контроль за товарными запасами;
- контроль за финансовыми показателями и т.д.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями.
Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности составляют обязательства по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями предприятия.
Глава 3:
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. Искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего её размера и обеспечение своевременной её инкассации. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода её погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
Анализ задолженности покупателей за отгруженную продукцию в ООО «ГаураЛЭНД» целесообразно начать с определения ее удельного веса в составе всей дебиторской задолженности, в составе оборотных активов и в составе всего имущества (активов) данного предприятия по состоянию за 2004г. (таблица 3.7).
Таблица 3.7 - Удельный вес задолженности покупателей и заказчиков в структуре дебиторской задолженности и активов ООО «ГаураЛЭНД»
Заключение:
Задолженность покупателей и заказчиков на начало 2004 года составляет 97,7 % всей дебиторской задолженности, на конец периода ее удельный вес уменьшился до 66.7 %. Доля задолженности покупателей в структуре оборотных активов изучаемого предприятия также уменьшилась с 57,8 % на начало года до 41,9 % на конец года. Все это говорит об увеличении объема продаж, по сравнению с 2003 годом.
В течение изучаемого периода дебиторская задолженность ООО «ГаураЛЭНД» увеличилась в абсолютном выражении на 947,7 тыс. руб., или на 890 %.
Среднегодовой темп роста задолженности покупателей и заказчиков составляет 11.3 %, что значительно выше среднегодового роста продаж 10.5 %. Данный факт свидетельствует либо о неосмотрительной кредитной политике ООО «ГаураЛЭНД», либо о резком увеличении объема продаж без предоплаты или немедленной оплаты. Причиной сложившейся ситуации может быть также неплатежеспособность или банкротство части покупателей.
По состоянию на 1 января 2005 года наибольшая задолженность числится за ООО «Дворцовый ряд-МС» (335 тыс. руб., или 39,6 %) и ООО «Гулливер» (113,0 тыс. руб., или 13.4 %). Изучаемое предприятие должно предпринимать меры по взысканию данной задолженности.
Бухгалтерской и финансовой службе изучаемого предприятия необходимо обратить внимание на задолженность покупателей и заказчиков, превышающую договорные сроки погашения, в сумме 102,0 тыс. руб.
На изучаемом предприятии период оборачиваемости задолженности покупателей и заказчиков (период инкассации) увеличился с 13,5 дней в начале года до 59,8 дней в конце года, то есть более чем в четырераза. Это является свидетельством снижения ее ликвидности.
По итогам анализа структуры, динамики и качества задолженности покупателей и заказчиков ОООО «ГаураЛЭНД» можно порекомендовать следующие меры по ее оптимизации: своевременно оформлять расчетные документы; тщательно отслеживать возврат задолженности, использовать судебные процедуры для ее возврата; разработать систему предоставления скидок и использования наценок; предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукции в зависимости от срока оплаты; ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками; проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей
Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию Российской экономики от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение фирмы.