Введение:
Эволюция гражданского права в области договоров, уже нашедших свое отражение в древнейшем юридическом сборнике законов, - Кодексе Хаммурапи, - получила широкое распространение во времена Римской Империи (при этом став блестящим памятником древнего права, изучающимся до сих пор) и достигла своего апогея в современности с возникновением и развитием международных договоров (сделок).
Общеизвестно, что право России в большинстве своем основано на Римском частном праве.
В Институциях Гая говорится: «135. Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле-продаже, при найме, товариществе, доверенности». В этих классических для Римского права определениях содержания договора самым важным является необходимость для признания договора правовым обязательством наличия соглашения воли двух сторон.
И в настоящее время классификация сделок сделанная Гаем используется в Российском гражданском праве.
Гай подразделял сделки (контракты) следующим образом: «89. Рассмотрим прежде всего те, которые происходят из договора: их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением». При этом каждая их четырех названных категорий охватывала строго ограниченное число точно определенных контрактов.
Современное гражданское право России – это система норм права, регулирующая общественные отношения в области гражданского оборота.
По статистике большинством правомерных юридических действий, совершаемых субъектами гражданских правоотношений, являются сделки. Такое правовое положение сделок определяет их ведущую роль в общей системе гражданского права.
Глава 3:
Статья 176 ГК РФ предусматривает недействительность сделок,
совершенными лицами, ограниченными судом в дееспособности. Это может
иметь место при наличии двух одновременно существующих условий:
злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами и в
результате чего семья оказывается в тяжелом материальном положении.
Ограниченно дееспособный вправе совершать только мелкие бытовые
сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и
иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия назначенного
ему попечителя. Под "распоряжением" следует понимать сделки,
направленные на передачу имущества другим гражданам, не являющимся
членом семьи или юридическим лицом. Действие этой статьи не
распространяется на сделки, по которым гражданин, ограниченный в
дееспособности, получает какое-либо имущество не представляя взамен своего. Форма согласия попечителя на совершение сделки, ограниченно
дееспособным должна соответствовать форме, установленной законом для
совершаемой сделки. Иск о признании такой сделки недействительной может
заявить только попечитель. Сделка, совершаемая ограниченно дееспособным
лицом является оспоримой.
Законом предусмотрено два состава недействительных сделок
юридических лиц: сделки выходящие за пределы специальной
правоспособности юридического лица (ст. 173 ГК РФ), и сделки, свершенные
органами юридического лица с превышением их полномочий (ст. 174 ГК РФ). В статье 173 ГК РФ выделены два случая выхода юридического лица за пределы его правоспособности:
• которые совершены юридическим лицом за пределами его специальной правоспособности;
• сделки, совершенные юридическими лицами, не имеющими лицензии на занятие соответствующей деятельностью.
Первый случай имеет место тогда, когда цели деятельности юридического лица определенно ограничены им же в уставе или других учредительных документах. Имеются ввиду явно только юридические лица, которые обладают в соответствии со ст.49 ГК РФ общей правоспособностью, т.е. все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом. Следовательно, речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, которые могут в своих учредительных документах предусмотреть ограничения, запрещающие им совершать определенные сделки (например, заключать сделки на бирже и др.). Во втором случае юридическое лицо считается не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, если лицензия не получена им, отозвана органом, ее выдавшим или окончился срок ее действия. В случае, когда в момент совершения сделки лицензии у юридического лица не было, но она была получена на момент рассмотрения спора судом, сделка
видимо, не должна признаваться недействительной. Правила данной статьи
распространяются на дву- и многосторонние сделки (договоры), которые
могут заключаться как между юридическими лицами, так и между юридическим лицом и гражданином. Сделки, совершенные юридическим
лицом, выходящим за пределы правоспособности, относятся к числу
оспоримых. Иск о признании такой сделки недействительной и применении
последствий ее недействительности могут предъявить само юридическое
лицо, его учредитель (участник) или государственный орган,
осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица.
Основанием для признания сделки недействительной, помимо ее совершения
в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, либо без лицензии на занятие
определенной деятельностью, является доказанность факта, что контрагент
знал или заведомо должен был знать о незаконности сделки. Этот факт
должно доказывать лицо, предъявившее иск. В ст. 173 ГК РФ речь идет о
признании недействительными сделок, совершенных без специального
разрешения (лицензии) только юридического лица и здесь справедливо
возникает вопрос: "Какова судьба сделки, которая совершена без лицензии
гражданином-предпринимателем?" Представляется обоснованным
утверждение о том, что сделки гражданина-предпринимателя, совершенные
без лицензии, тоже должны признаваться недействительными по ст. 173 ГК РФ. [8, с. 222].
Заключение:
В настоящее время - время всё более развивающегося рынка товаров услуг и договорных отношений - сделки во всём их многообразии становятся новым языком правового и экономического общения между людьми. В течение работы над данной проблемой автор ещё раз убеждается в её важности и многогранности. Отсюда следует и сложность правового регулирования соответствующего института права.
Необходимо сказать, что правовое регулирование данного вопроса в нашем законодательстве отличается достаточной чёткостью и разработанностью и конкретизацией. Но в то же время, в теории среди различных авторов наблюдается широкое многообразие в интерпретации определённых пунктов законодательства, касающихся классификации гражданско-правовых сделок.
С точки зрения гражданского законодательства предпринимательская деятельность - независимо от того, идет ли речь о производстве, торговле, транспорте, банковских или биржевых операциях и тому подобное, - может быть представлена как совершение различного рода сделок. Сделка - один из наиболее распространенных юридических фактов.
Сделки – акты осознанных, целенаправленных волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий.
Сделки – правомерные действия. Этим они отличаются от действий противоправных – деликтов (причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу другого лица).
Ст. 153 ГК РФ определяет понятие сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:
• сделка есть действие, т.е. проявленный вовне волевой акт деятельности, направленный на достижение определенной цели;
• сделка – волевой акт.
Будучи волевым актом, сделка представляет собой сочетание воли и волеизъявления.
Воля дает ответ на вопрос: " что я хочу? ", а волеизъявление - " что я для этого делаю? " Таким образом, воля есть желание, намерение лица совершить сделку. Но одной воли недостаточно, необходимо ее довести до сведения других лиц. Способы, которыми внутренняя воля выражается вовне, называется волеизъявлением.
Волеизъявление - важный элемент сделки, с которым, как правило, связывается юридическое последствие. В этом отличие сделки от события, т.е. обстоятельствам, не зависящим от воли лица.
Существует множество различных классификаций гражданско-правовых сделок. Это объясняется тем, что за основу классификации можно взять различные признаки сделки. Например, количество сторон участвующих в сделки, способ закрепления волеизъявления сторон, особенности юридического механизма, момент наступления правовых последствий, момент исполнения обязательства по сделки и т.д. существующие споры между учеными-юристами порождаются противоречиями реальной жизни, но многие из них носят, на взгляд автора, надуманный и сугубо теоретический характер, не имеющий особого отражения на практике. Но всё это, безусловно, подталкивает институт сделок к развитию, а значит и нашу страну по свободному рыночному пути.
В связи различными основаниями классификации сделок, при характеристике сделок обычно указывается видовая принадлежность той или иной сделки одновременно нескольким группам. Например, купля-продажа - двусторонняя, возмездная, консенсуальная, каузальная сделка.