Введение:
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобили-зации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взи-мались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудо-вых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. ненало-говыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи го-сударство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товар-но-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют историче-ский характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современ-ное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отноше-ний. В состав таких интересов включаются:
• необходимость удовлетворения общественных потребностей управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расхо-ды и т.п.);
• необходимость регулирования экономической деятельности (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
• долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспе-чения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в до-ходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений на-лога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства не-уклонно возрастает. Так на протяжении 1995-2000 г. доля НДС в налоговых доходах РФ увеличилась с 42% до 46% . Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Во-первых, от него трудно уклониться. Во-вторых, с ним связано мень-ше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Глава 2:
Статьей 119 главы 16 части 1 НК РФ предусмотрены санкции за непред-ставление налогоплательщиком налоговой декларации.
Статья 80 главы 13 НК РФ предписывает каждому налогоплательщику по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представ-лять декларацию в налоговый орган. Нарушение этой обязанности, выразив-шейся в нарушении сроков представления налоговой декларации, независимо от правильности отражения сведений в самой декларации рассматривается как налоговое правонарушение, подпадающее под действие статьи 119 НК РФ.
Размер налоговой санкции зависит от продолжительности времени, в те-чение которого не представлялась налоговая декларация. При этом установлен срок, начиная с которого непредставление налоговой декларации будет обхо-диться налогоплательщику дороже, чем это «стоило» до достижения этого срока. Такой срок, равный 180 дням, является единственным разграничителем составов налоговых правонарушений, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст 119 НК РФ.
Непредставление налоговой декларации в течение срока, не превышаю-щего 180 дней после после истечения установленого законодательством о на-логах и сборах срока ее представления, влечет наложение штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декла-рации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ене представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Пункт 2 ст. 119 НК РФ, как уже выше отмечалось, устанавливает штраф-ные санкции за «Злостное уклонение» от представления налоговой деклара-ции, отличающееся от предыдущего правонарушения большей продолжитель-ностью срока (более 180 дней), в течение которого это правонарушение со-вершалось. За это правонарушение предусмотрен штраф, равный сумме штра-фа, «накопленного» за первые 180 дней в соответствии с п.1 ст.119 НК РФ (30% суммы, подлежащей уплате (доплате) по этой налоговой декларации) плюс 10% от этой же сумм за каждый последующий полный или неполный месяц непредоставления налоговой декларации.
Кроме того, ст. 122 главы 16 НК РФ предусмотрена ответственность на-логоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога, в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 20; от неуплаченной суммы.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения нало-говой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекут взы-скание штрафа в размере 20%, неуплаченной суммы налога.
Деяния, предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 122 главы 16 НК РФ, совершенные умышлено, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
В целом, состояние представление налоговых деклараций в сурском рай-оне отвечает требованиям ст. 80 главы 13 НК РФ в части своевременности представления налоговых деклараций.
За период с 01.01.2000 года по 31.12.2000 года налоговыми органами при-влечено к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ 3 юридических лица. Сумма штрафных (налоговых) санкций составила 190, 0 тыс. рублей.
За период с 01.01.2000 года по 31.12.2000 года начислено налога за не-своевременную уплату налога на добавленную стоимость по 28 юридическим лицам на сумму 308,0 тыс. рублей.
Заключение:
1. Широкое распространение налога на добавленную стоимость обу-словлено в первую очередь большими фискальными возможностями этого налога по увеличению и стабилизации бюджетных доходов. Налог на добав-ленную стоимость имеет устойчивую базу обложения. Средства в бюджет начинают поступать уже на начальных стадиях производства продукции, процесс налогообложения охватывает все стадии производственного цикла, а также этапы реализации готовой продукции. Налоговые доходы продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Выделение налога на добавленную стоимость отдельной строкой во всех банковских и иных рас-четных документах усложняет попытки уклониться от налога и позволяет на-логовым инспекциям эффективно контролировать уплату налога на добав-ленную стоимость. В то же время плательщик налога не несет налогового бремени, связанного с взиманием налога на добавленную стоимость при по-купке сырья, материалов, комплектующих изделий, поскольку компенсиру-ет свои затраты, перекладывая их на покупателя. Процесс переложения нало-га завершается на конечном потребителе готовой продукции.
2. Обеспечивая стабильное и гарантированное поступление средств в казну, уменьшая сопротивление налогоплательщиков и затрудняя уклоне-ние от налогообложения, налог на добавленную стоимость стал мощным фискальным инструментом обложения расходов на потребление.Но вместе с тем налог на добавленную стоимость в странах ЕС, Японии и ряде других государств используется как важное тактическое средство в системе налого-вого регулирования рыночной экономики.
Для большинства стран с развитой рыночной экономикой налог на до-бавленную стоимость является основным источником компенсации потерь доходной части бюджета за счет снижения ставок налогов на доходы корпо-раций. Индустриально развитые страны уже сделали снижение налога на доходы корпораций в национальных границах средством межгосударствен-ной конкуренции, при этом сокращение ставок планируется достичь при сохранении общего объема налоговых поступлений.
Постепенно снижая ставки прямых налогов, а по сути, налогов на про-изводство, расширяя сферу действия и увеличивая долю доходов бюджета за счет налога на добавленную стоимость и ряда других налогов на потребле-ние, государство стимулирует возможности инвестирования национального капитала, проводит курс либерализации подоходного обложения, делает ставку на саморегулирование рынка и стимулирование частной инициативы.
3. Исторический опыт развития и трансформации налоговых систем в рамках региональной интеграции дает возможность рассматривать налог на добавленную стоимость в качестве одного из основных инструментов нало-говой гармонизации на межгосударственном уровне.