Введение:
Одним из основных видов государственного контроля над предпринимательской деятельностью является лицензирование. Именно поэтому многим организациям для начала своей деятельности необходимо получить разрешение на ведение работ (лицензию).
В настоящее время основным документом, который регулирует процесс лицензирования в России, является Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08 августа 2001 г. Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным Федеральным законом .
Однако кроме видов деятельности, перечисленных в Законе, лицензированию подлежат те виды деятельности, лицензирование, которых производится в соответствии с иными Федеральными законами, такие как деятельность в области таможенного дела, страховая деятельность, и др.
Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что бланки лицензий имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на плановой основе. Порядок определения размера платы устанавливается Положением о лицензировании отдельных видов деятельности. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют лицензирование в соответствии с действующими нормативными актами . По отдельным видам предпринимательской деятельности действует особый порядок лицензирования, который установлен законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. Об этом и пойдет речь в нашей работе.
Актуальность нашей темы достаточно ярко обозначена сейчас, когда в условиях низкого уровня договорной дисциплины, ненадежности и часто просто недобросовестности предпринимателей все большее развитие должны получать различные способы государственного контроля над предпринимательской деятельностью, коим и является лицензирование. Следует отметить, что идея лицензирования предпринимательской деятельности для нашего государства относительно нова.. Однако новейшее гражданское законодательство России качественно иным образом подошло к решению вопросов о роли и правовом значении лицензирования предпринимательской деятельности.
Глава 2:
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:
• проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;
• распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
• При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:
• договор об оценке объекта оценки;
• приложения и изменения к данному договору;
• отчет об оценке объекта оценки;
• договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;
• учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.
По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, то он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Нарушениями могут считаться:
а) непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;
б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;
в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;
д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;
Заключение:
Принятие Конституции РФ 1993 г. должно было принципиально изменить подход государства к правовому регулированию лицензионных отношений. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следовательно, поскольку лицензирование, являясь разрешительной деятельностью, по содержанию является ограничением прав и свобод граждан при осуществлении ими предпринимательской и иной экономической деятельности, то после принятия Конституции РФ 1993 г. оно должно было осуществляться только на основании федеральных законов. Указы Президента РФ, постановления Совета Министров РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты федеральных органов исполнительной власти и правовые акты субъектов РФ, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, должны были быть признаны недействительными как противоречащие Конституции РФ.
Какие же выводы можно сделать, какие итоги можно подвести по результатам нашего исследования?
Прекращение действия законодательства о лицензировании 1998 г. и принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" , вступившего в силу 11 февраля 2002 г. (далее - Закон N 128-ФЗ), вызвано необходимостью совершенствования действующего законодательства в связи с назревшей потребностью расширить возможности для более успешного развития бизнеса.
В новом законодательстве о лицензировании сохранена преемственность принципов регулирования и конкретных норм ранее действовавшего законодательства, наряду с этим в нем содержатся новеллы. Кроме того, оно отличается более подробным и детальным регулированием, что объясняется необходимостью обеспечения единообразия и стабильности правоприменительной практики в сфере лицензирования.
Значительно сужен круг лицензирующих органов. Статьей 2 Закона N 128-ФЗ предусмотрено, что лицензионную деятельность осуществляют только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы же местного самоуправления исключены из перечня лицензирующих органов.
Практически прежним остался объем полномочий лицензирующих органов, изменены лишь отдельные формулировки, что обусловлено использованием иных понятий. Так, в новом законодательстве не содержится понятия надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Согласно ст.12 Закона N 128-ФЗ лицензирующими органами осуществляется контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. С.С.Алексеев считает, что государственный контроль - это юридическое и организационное средство, предназначенное исключительно для обеспечения законности Цель контроля состоит в стимулировании соблюдения норм права подконтрольными субъектами и в достижении законности. В отличие от утратившего силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ (далее - Закон N 158-ФЗ), по которому надзор осуществляется лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, в Законе N 128-ФЗ контролирующими органами являются только лицензирующие органы.