Основная часть:
ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих ка-тегорий, прослеживает, какое выражение они получают в иссле-дуемой области.
ТГП, изучая общие закономерности динамики госуд-но-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития Г и П, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.
ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений ис-пользует: а) общенаучные методы (формально-логический, со-циологический, системный, структурно-функциональный, конкрет-но-исторический, статистический и т.п.); б) общелогические мето-ды теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравне-ние, абстрагирование, аналогия, моделирование); в) частнонауч-ные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.).
Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств по-знания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все бо-лее глубокого изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в постоянном развитии.
Т.о., М ТГП – это применение обусловленной материалистиче-ской диолектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов иссле-дования государственно-правовых явлений.
.........
Различаются правовые и неправовые формы реа-лизации функций Г. В правовых формах отражаются связь Г и П, обязанность Г действовать при выполне-нии своих функций на основе П и в рамках закона. Кроме того, они показывают как государственные ор-ганы и должностные лица работают, какие юридиче-ские действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления ф-ций Г:
правотворческую – это подготовка и издание норма-тивно-правовых актов, без к-х реализация других ф-ций Г практически невозможна;
правоисполнительную – от нее зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализо-ваны или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя;
правоохранительную – т.е. власть оперативная и правоприменительная деят-ть по охране правопоряд-ка, прав и свобод граждан и т.д. включает в себя при-нятие мер по предупреждению правонарушений, раз-решение юридических дел, привлечение к юридиче-ской ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении ф-ций Г. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией гос-го управления.
Неправовые формы охватывают большой объем ор-ганизационно-подготовительной работы в процессе осуществлений ф-ций Г. Такая дея-ть яв-ся и необхо-димой, и правомерной, но она не связана с юридиче-ски значимыми дейстивиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, н-р, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, оз-накомление с письмами и заявлениями граждан и т.д.
.........
Применение права – это властная организующая деятель-ность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.
Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возник-новение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.
Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);
- как стадию реализации права.
Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:
- исполнительно-распорядительную деятельность гос. ор-гана (напр., распределение матер.фондов);
- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);
Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные;
- юридические – регулятивные и охранительные (закрепле-ние господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).
Стадии:
I. Анализ фактических обстоятельств дела с кото-рыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все об-стоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.
II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для опреде-ления поведения участников правоотношения или для оценки по-ведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер дейст-вия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в про-странстве, во времени и по кругу лиц.
III. Уяснение смысла и содержания нормы права.
IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами.
V. Принятие акта применения нормы права.
Исполнение акта применения – есть заключительный этап реали-зации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
..............