Курсовая теория по теме: Связь восприятия и мышления в подсознательной сфере человека

Название работы: Связь восприятия и мышления в подсознательной сфере человека

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Подходы к изучению основных закономерностей мышления и восприятия в отечественной и зарубежной литературе. 5

1.1. Характеристика мышления как психологического процесса. 5

1.2. Общее представление о восприятии. 14

1.5. Виды мышления. 23

Глава 2. Связь мышления и восприятия в подсознательной сфере человека. 25

2.1. Понятие сознания и подсознания. 25

2.3. Связь мышления и восприятия в подсознании. 28

Заключение. 33

Список литературы. 34

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы курсовой работы «Связь восприятия и мышления в подсознательной сфере человека» обусловлена следующими положениями.

Окружающая действительность предстает перед нами в разных формах, и поэтому любая человеческая деятельность связана как с самими предметами, так и их образами. Мышление человека содержит возможности преодоления стереотипов, т.е. способствует развитию творческих потенций, что очень важно для полноценного психического развития личности. Помимо этого, большую актуальность приобретает проблема образного видения объекта.

В современных условиях большое значение в интеллектуальном развитии человека приобретает его мыслительная грамотность: способность видеть, анализировать и понимать какой-либо образ. То есть, мышление помогает более эффективной обработке получаемой информации.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

..........

Глава 2:

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

В случае неудовлетворения потребности включаются в работу защитные механизмы с целью сохранения структуры личности.

Система барьеров служит для сохранения душевного равновесия и психического здоровья.

Информация, представляющая для человека опасность различно¬го рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняет¬ся уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информа¬ция грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она прод¬вигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.

..........

Заключение:

Деятельность мышления первоначально направлена на создание топологических пространственных представлений, затем проективных и, наконец, метрических. Процесс формирования мышления у детей должен быть направлен на создание условий для формирования определенных качеств мышления, которые характеризуются умениями, способствующими овладению учениками понятиями. Мы исходим из того, что для формирования представлений, тесно связанных с достижением достаточного уровня развития логического мышления и культуры речи, имеются неиспользованные пока возможности.

Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.

Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

........

Похожие работы на данную тему