Введение:
Сейчас очень много говорится о необходимости поддержки малого бизнеса. И это вовсе неслучайно. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес – это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.
Проблемы формирования малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований. Особенности формирования, текущего состояния и перспективы развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.
Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить "теневой" и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.
Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса..........
Глава 2:
Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние для предприятий.
Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.
Переход к ускоренному развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки МБ является Закон РФ "О государственной поддержке малого бизнеса", принятый в 1995 году. Многие важные положения этого Закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют (например, о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства), а ряд положений устарел. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, "О банках") не учитывают положения данного Закона.
Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере. Существует также огромное количество административных барьеров на пути развития малого бизнеса.
В рамках изучаемой темы приходится констатировать, что успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Эта проблема вызваны несколькими обстоятельствами.
Во-первых, банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.
Во-вторых, остаются значительной налоговая нагрузка, достаточно сложными процедуры ведения учета и представления отчетности, излишними налоговое администрирование.
........
Заключение:
Формированию малых предприятий как большого класса товаропроизводителей мешает большой круг имущественно-финансовых проблем. Основные из них для вновь создаваемых предприятий –
1. Отсутствие стартового капитала;
2. Административные и бюрократические барьеры.
Анализ финансовых аспектов деятельности действующих субъектов малого предпринимательства в России показал, что основные финансовые проблемы МП вызваны следующими причинами:
1. Малым размером собственного капитала, отсутствием собственных оборотных средств у МП;
2. Бедственным имущественным положением малого бизнеса – у многих предприятий просто нет «крыши над головой»;
3. Неэффективной системой банковского кредитования и отсутствием института микрофинансирования (МФО);
4. Неразвитостью небанковских структур кредитования бизнеса;
5. Несовершенством налогообложения МП, не позволяющим молодым предприятиям встать на ноги;
6. Слабым развитием лизинговых схем приобретения основных фондов.
Таким образом, можно заключить, что основные проблемы малого бизнеса находятся в финансовой, а не в административной сфере.
В итоге малый бизнес получает денежных ресурсов в 10 раз меньше, чем требуется. Доступ к кредитам малых предприятий по ряду причин очень ограничен. Можно выделить следующие приоритетные направления в процессе реформирования кредитования малого бизнеса:
денежно-кредитная политика должна быть направлена на удешевление кредитного ресурса;
снижение ставки кредитования;
развитие института рефинансирования в Центральном Банке.
............