Введение:
Следственный эксперимент является самостоятельным (ст. 183 УПК РСФСР) следственным действием. Само название – эксперимент – сви¬детельствует о том, что сущность его состоит в проведении опытных мероприятий. Они могут осуществляться с целью получения новых или проверки уже имеющихся доказательств (например, показаний свиде¬теля, потерпевшего и т.п.). Эксперимент может проводиться для провер¬ки следственной версии о механизме совершения преступления, о при¬чине и условиях какого-либо события, о происхождении (появлении) проверяемых фактов и т.д. Например, требуется установить, мог ли свидетель увидеть и опознать человека при свете дульного пламени, когда этот человек стрелял ночью из охотничьего ружья. Или: мог ли водитель, находясь на своем месте в кабине транспортного средства, увидеть возникшее препятствие на определенном расстоянии от него; мог ли свидетель слышать разговор, происходивший в соседней комна¬те; мог ли преступник самостоятельно изготовить фальшивый денеж¬ный знак; можно ли было вынести похищенный телевизор через про¬лом в стене, и т.п.
Во всех подобных случаях проводятся опытные действия – воссоз¬дание проверяемого события в условиях, максимально приближенных к тем, которые имели место при совершении преступления. Степень при¬ближения зависит от характера эксперимента, обстановки, в которой он будет осуществляться, от возможностей реконструирования этой обста¬новки.
Проведение следственного эксперимента не должно создавать опас¬ность для жизни и здоровья его участников и иных лиц, находящихся в данном месте.
Эксперимент не должен причинять какой-либо материальный ущерб, создавать опасные последствия. И, наконец, эксперимент, т.е. входя¬щие в него опытные действия, не должны унижать честь и достоинство граждан. Так, для проверки возможности совершения изнасилования в кабине «КамАЗа» следователь предложил потерпевшей лечь на сиденье и принять позу, в которой она находилась в момент насилия. ........
Глава 4:
Тактические приемы следственного эксперимента во многом опре¬деляются видом и содержанием опытных действий. Вместе с тем существуют некоторые общие тактические условия, которые могут быть использованы как ориентирующие для конкретных случаев.
I. Проведение эксперимента в обстановке, тождественной или мак¬симально приближенной к той, в которой происходило проверяемое событие (действие, явление). Обстановка редко остается неизменной к моменту проведения эксперимента. Поэтому необходимо решить, какая степень подобия (сходства) требуется в данном случае. Смоделированы должны быть в первую очередь те условия обстановки, которые способ¬ны существенно повлиять на ход опытов и от которых зависит объектив¬ность получаемых результатов. Подобие может касаться факторов мес¬та, времени, объектов и предметов, используемых при эксперименте.
С учетом этого тактического приема – соблюдения принципа подо¬бия – могут быть конкретизированы практические рекомендации про¬ведения следственных экспериментов.
Эксперимент целесообразно проводить в том же месте (в опреде¬ленном помещении, на конкретном участке открытой местности), где произошло событие, если проверяется возможность видеть кого-то или что-то с определенной позиции; слышать звуки с определенного рассто¬яния; совершить определенные действия в этих условиях (пролезть, спрятаться) или за определенное время (дойти от станции метро до дома) и т.п.
Проведение эксперимента в то же время года (осень, зима и т.д.), суток имеет существенное значение, когда предстоит проверить воз¬можность лица ориентироваться на местности, например в темноте. Со¬блюдение принципа подобия времени года и суток может потребоваться и в тех случаях, когда проверяется возможность вообще пройти (напри¬мер, по болоту) или пройти за определенное время по грязи, льду, снегу и т.д. Важным моментом является характер и интенсивность осве¬щения. При этом могут учитываться время восхода и захода солнца, положение и фазы луны, наличие искусственного освещения, вид, вы¬сота осветительного прибора от поверхности земли и многое другое. Все эти факторы должны учитываться и по возможности воспроизводиться в тех ситуациях, когда характер и интенсивность освещения играют существенную роль, способную повлиять на достоверность результатов. .........
Заключение:
Содержание оценки результатов следственного экспе¬римента прежде всего включает в себя проверку необхо¬димости производства данного эксперимента, правильно¬сти определения его целей и содержания проделанных опытов. Эта оценка основывается на анализе норм про¬цессуального закона, регламентирующего данное след¬ственное действие, и конкретных обстоятельств уголов¬ного дела. Производится она с учетом имеющихся след¬ственных версий и сложившейся на момент производства эксперимента следственной ситуации.
Дальнейшая оценка осуществляется в двух аспектах: оценка достоверности результатов следственного экспе¬римента и оценка их доказательственного значения.
Достоверность результатов следственного эксперимента определяется точным соблюдением норм процессуально¬го закона (малейшее нарушение которых вообще исклю¬чает результаты эксперимента из числа доказательств, делает их недопустимыми), а также тактических рекомен¬даций по его подготовке и проведению, разработанных криминалистикой. В этом аспекте оценивается прежде всего соответствие условий и обстановки эксперимента проверяемому событию. Даже незначительное их несоот¬ветствие может привести к недостоверным результатам. Важное значение имеет и соблюдение рекомендаций, от¬носящихся к содержанию, последовательности, неодно¬кратности и вариационности опытов.
Обычно считают, что результаты следственного экспе¬римента бывают либо положительными, либо отрицатель¬ными. Однако в литературе последних лет правильно ука¬зывается на относительный характер такого деления, по¬скольку в ходе эксперимента могут проверяться две рав¬новероятные версии, по отношению к одной из которых результат эксперимента может быть положительным, а к другой – отрицательным. Кроме того, эксперимент мо¬жет вообще не дать однозначного результата – напри¬мер, из-за неточного воспроизведения условий либо дей¬ствия каких-либо случайных факторов. В такой ситуации говорят о нулевом результате эксперимента. Тем не ме¬нее, принято считать результаты эксперимента, подтверж¬дающие возможность восприятия, существования какого-либо факта, совершения определенных действий, положи¬тельными, а опровергающие такую возможность – отри¬цательными.
..............