Введение:
Одним из важнейших институтов государства является бюджет¬ная система. На протяжении тысячелетий существования госу¬дарств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систе¬му, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, ба¬рометр его экономического и социального состояния и полити¬ческого положения. И как бы ни доказывали сторонники пер¬венства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможно¬стей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулиро¬вания экономики.
Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает значение учеб¬ной дисциплины «Бюджетная система России» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов нашего государства.
Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректи¬ровке ее функций.
Бюджетная система является составной частью бюджетного устройства.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
........
Глава 3:
Основными направлениями дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного устройства являются следующие.
Формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления.
Первое направление - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики.
Необходимо как продолжение создания благоприятного делового климата, развитие рыночной инфраструктуры, так и стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, улучшение допуска товаров в первую очередь на рынки развитых стран по тем товарным группам, где у России есть конкурентные преимущества не по цене, а по качеству и технологичности.
Второе направление - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Необходимо продолжение налоговой реформы, направленное на снижение общей налоговой нагрузки на экономику при ее неснижении, возможно, в сырьевых секторах.
Приоритетами налоговой реформы в среднесрочной перспективе должны стать введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, оптимизация фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить средние ставки НДС и ЕСН, а также кардинально повысить эффективность налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков.
Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах “новой экономики” и услуг, приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
Бюджетная политика будет строиться в соответствии с основными приоритетами, определенными на долгосрочную перспективу и включающими:
обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти; устранение дестимулирующих элементов и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики, прежде всего, в рамках реформирования налоговой системы;
.........
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование эконо¬мики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ¬ления социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизо¬ванных фондов денежных средств.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюдже¬тов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюд¬жетная система.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, адми¬нистративно-территориальных образований, самостоятельных в бюд¬жетном отношении государственных учреждений и фондов, основан¬ная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяют Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных вы бюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
...........