Введение:
Налоговые обязательства юридических лиц в настоящее время зависят не только от фактических величин прибыли, дохода, роз¬ничных продаж и т.д. Они определяются целым комплексом факто¬ров реального хозяйствования и требований законодательных актов (бухгалтерских, налоговых, финансовых, бюджетных и других).
При исчислении налога на прибыль юридических лиц определя¬ющую роль играет учет сразу нескольких принципиально значимых факторов и требований, вытекающих из принятых законов РФ и нормативных актов министерств и ведомств.
Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропор¬циональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюд¬жетов всех уровней важное место после косвенных налогов.
К 2002 г. тенденции поступления налога на прибыль, сложив¬шиеся в предыдущие годы, не изменились. Удельный вес налога на прибыль в общей сумме бюджетных доходов за 2001 г. снизился по сравнению с 2000 г. на 1,04%, а в общей сумме налоговых доходов – на 0,58%. Доля налога на прибыль в общей сумме доходов региональных бюджетов увеличилась на 0,55%,а в общей сумме налоговых доходов этих бюджетов доля налога на прибыль снизилась на 0,32%. За десятилетнюю практику налога на прибыль тенденция снижения роли налога на прибыль в формировании бюджетов всех уровней превра¬тилась в устойчивую закономерность. С 1992 г. доля налога на прибыль в общей сумме бюджетных доходов снизилась на 15,78%, а в общей сумме налоговых доходов – на 14,67%. Та же закономерность свойст¬венна и региональным бюджетам.
Налог на прибыль широко используется в российской практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно, с принятием закона о федеральном бюджете устанавливаются пропорции рас¬пределения сумм налога по звеньям бюджетной системы..............
Глава 2:
Уплата налога осуществляется авансовыми платежами. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке про¬центная доля налоговой базы.
Если налогоплательщиком является российская организация или иностранная организация, осуществляющая экономическую деятельность в России через постоянное представительство, то сумма налога по итогам каждого налогового периода определяется этим налогоплательщиком самостоятельно. Если налогоплатель¬щиком выступает иностранная организация, получающая доходы от источников в России, не связанные с постоянным представите¬льством в РФ, то обязанность определять, удерживать и уплачивать суммы налога в отношении доходов, получаемых этим налогопла¬тельщиком от источников в РФ, возлагается на российскую орга¬низацию. Эти обязанности могут быть возложены и на иностран¬ную организацию, осуществляющую экономическую деятельность в России через постоянное представительство, которое выплачива¬ет указанный доход налогоплательщику. Такой источник доходов рассматривается как налоговый агент. Налоговый агент определяет сумму налога применительно к каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Суммы авансовых платежей по налогу определяются налогопла¬тельщиками нарастающим итогом по результатам каждого отчетно¬го периода с начала налогового периода до окончания соответству¬ющего отчетного (налогового) периода исходя из налоговой базы, исчисленной по такому периоду, и налоговых ставок с учетом аван¬совых платежей, ранее уплаченных в этом налоговом периоде.
Для указанных выше налогоплательщиков отчетный период устанавливается как каждый календарный месяц, а для субъектов малого предпринимательства – как каждый квартал.
Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового пе¬риода, определяется с учетом уплаченных в течение налогового пе¬риода сумм авансовых платежей по налогу. Суммы авансовых пла¬тежей по налогу и суммы налога, подлежащие уплате по истечении налогового периода, уплачиваются не позднее срока, установлен¬ного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчет¬ный или налоговый период. Налоговые агенты, уполномоченные вести учет налоговых обязательств иностранных налогоплательщи¬ков, обязаны уплатить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностран¬ной организацией.
Особенности уплаты налога налогоплательщиком, имеющим структурные подразделения на территории других регионов, заключаются в использовании регионального коэффициента. Так, нало¬гоплательщики, имеющие на территории другого (других) региона хотя бы одно структурное подразделение, не признаваемое организацией в соответствии с НК РФ, обязаны исчислять и уплачивать налог по месту нахождения каждого такого подразделения. Уплата налога в соответствующие региональные бюджеты производится исходя из региональных коэффициентов (РК) и налоговой базы. Ре¬гиональные коэффициенты рассчитываются следующим образом:
..........
Заключение:
В заключении хотелось бы отметить ещё одну особенность налога на прибыль, а именно: налоговые скидки в отношении отдельных видов прибыли.
Дополнительное уменьшение налоговой базы допускается на сумму прибыли (доходов) религиозных объединений, организаций, находящихся в собственности этих религиозных объединений, уставный (складочный) капитал (фонд) которых состоит полностью из вклада этих религиозных объединений, от культовой деятельности производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения с учетом ограничений, установ¬ленных НК РФ. Налоговая скидка, предусмотренная налоговым законодательством, не применяется в отношении прибыли (дохо¬дов), полученной от производства и реализации (как собственного производства, так и приобретенных) подакцизных товаров (услуг) и минерального сырья, а также иных товаров в соответствии с пе¬речнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению ре¬лигиозных объединений. При этом указанные объединения и орга¬низации должны вести раздельный учет налогооблагаемых доходов и доходов, не учитываемых при налогообложении.
Специализированные протезно-ортопедические организации вправе уменьшить налоговую базу на сумму прибыли, полученной ими от производства и реализации соответствующей протезно-ортопедической продукции. Налогоплательщики вправе умень¬шить налоговую базу на сумму прибыли, полученной ими от про¬изводства и реализации технических средств профилактики инва¬лидности или реабилитации инвалидов согласно перечню, утверж¬даемому Правительством РФ.
Российские психиатрические, психоневрологические и проти¬вотуберкулезные учреждения вправе уменьшить налоговую базу на сумму прибыли, полученной их лечебно-производственными (тру¬довыми) мастерскими, в части, направленной этими учреждения¬ми на улучшение труда или быта больных, их дополнительное пи¬тание, приобретение медицинского оборудования или медикамен¬тов.
Российские организации, производящие изделия народных ху¬дожественных промыслов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму прибыли от производства и реализации таких изделий при¬знанного художественного достоинства (образцы которых утверж¬дены в установленном порядке художественными Советами по декоративно-прикладному искусству либо иными уполномочен¬ными органами), если доля выручки от реализации указанных из¬делий составляет не менее 70% от общей выручки этих организа¬ций.
.........