Реферат по теме: Территориально-производственные комплексы (ТПК) России. Проблемы формирования, развития и современное состояние

Название работы: Территориально-производственные комплексы (ТПК) России. Проблемы формирования, развития и современное состояние

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

География, экономическая география

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ ТПК КАК ФОРМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ……………………………....4

1.1. История создания ТПК………….……...……………………...…………….4

1.2. Современное состояние ТПК….……...….………………………………….6

2. ВИДЫ ТПК И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………………………………...…10

2.1. Специализации и комплексное развитие ТПК…….………………….…..10

2.2. Недостатки в развитии ТПК……….……………….………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

Выдержка:

Введение:

Динамичное и сбалансированное развитие экономики любого государ-ства как единого народнохозяйственного комплекса должно сопровождаться совершенствованием территориальной организации производства, усложне-нием его отраслевой структуры.

Среди широкого круга взаимосвязанных вопросов развития и размеще-ния производительных сил важное место занимает разработка проблем тер-риториальной организации производства, в частности, обоснования форми-рования новых и совершенствования сложившихся территориально-производственных комплексов.

Разработка обоснованных направлений развития ТПК и эффективного управления ими требует достаточно точного определения самого понятия территориально-производственных комплексов, их типологии. В научной ли-тературе существуют различные мнения по этим вопросам.

Так, предлагается рассматривать территориально-производственные комплексы как эффективную и перспективную форму пространственной ор-ганизации производительных сил. Они представляют собой совокупность со-средоточенных в пределах соответствующей территории и связанных между собой объектов производства и других сфер трудовой деятельности. Такие комплексы подразделяются на два основных типа: районные (народнохозяй-ственные) и локальные (промышленные узлы, центры и т.п.). Территориаль-но-производственные комплексы существенно различаются по территори-альной и производственной структуре, особенностям формирования, специ-фике размещения новых предприятий, внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и т.д.

.........

Глава 2:

Отношение территориального разделения труда на каждом этапе эко-номического развития данной терри¬тории характеризуется разной степенью вовлечения в эти отно¬шения отдельных ее частей.

Любое предприятие для своего функционирования нуждается в постав-ках сырья, топлива, полуфабрикатов, а затем вывозит готовую продукцию. Тем самым оно вступает во взаимодействие с другими предприятиями, по-ставляющими данному предпри¬ятию необходимые элементы производства или получающими его готовую продукцию. С одними предприятиями эти связи но¬сят устойчивый характер (например, с поставщиками сырья и топли-ва), с другими — эпизодический характер (например, с поставщиками от-дельных видов оборудования).

В одних случаях поставки осуществляются на небольшие расстояния (например, поставки древесины на Братский лесо¬промышленный комплекс), а в других— на большие расстояния (например, поставки глинозема на алю-миниевые заводы Вос¬точной и Западной Сибири). Особенности такого взаи-модейст¬вия ведут к тому, что территориальные сочетания хозяйства ха¬рактеризуются различиями не только отраслевой, но и про¬странственной структуры. Так, для нефтеносных районов За¬волжья характерна сеть городов довольно разреженная и преоб¬ладают небольшие городские поселения. Осо-бенно специфична пространственная структура Сибири и Дальнего Востока, где резко выделяются южная полоса с крупными областными цен¬трами и се-верная полоса с преобладанием мелких, очень уда¬ленных друг от друга по-селков при наличии отдельных крупных промышленных центров (Сургут, Норильск и др.)

Из определения территориального разделения труда как процесса, за-крепляющего конкретные производства за конкрет¬ными районами страны, следует, что это такие производства, у которых готовая продукция может пе-ревозиться на значитель¬ные расстояния. Следовательно, речь может идти о промышлен¬ности и сельском хозяйстве, так как транспорт и строительство обязательные составляющие территориального разделения труда. Без строи-тельства нельзя организовать производство, а без транспорта нельзя наладить производственные связи внутри разных форм территориальной организации хозяйства и между этими формами.

.............

Заключение:

В ходе проведенного исследования можно обобщить ряд выводов. Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально за аб-бревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный ком-плекс», то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как «территориально-производственный». В пе-риод 1957-1964 гг., благодаря усилиям СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уров-ня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК.

ТПК являются не только новой, наиболее рациональной формой орга-низации хозяйства в рыночной экономике, особен¬ности которой определяют-ся свободой хозяйственной деятель¬ностью и многообразием форм собствен-ности, но ТПК — это и новый метод размещения производительных сил.

Отношение территориального разделения труда на каждом этапе эко-номического развития данной терри¬тории характеризуется разной степенью вовлечения в эти отно¬шения отдельных ее частей.

Любое предприятие для своего функционирования нуждается в постав-ках сырья, топлива, полуфабрикатов, а затем вывозит готовую продукцию. Тем самым оно вступает во взаимодействие с другими предприятиями, по-ставляющими данному предпри¬ятию необходимые элементы производства или получающими его готовую продукцию. С одними предприятиями эти связи но¬сят устойчивый характер (например, с поставщиками сырья и топли-ва), с другими — эпизодический характер (например, с поставщиками от-дельных видов оборудования).

........

Похожие работы на данную тему