Курсовая практика по теме: Диагностика девиантного поведения

Название работы: Диагностика девиантного поведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. Обзор основных концептуальных подходов к пониманию девиантного поведения 5

1.2. Типология, структура и формы девиантного поведения 10

1.3. Особенности и методы диагностики девиантного поведения подростков 14

Выводы по первой главе 20

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 21

1.2. Методы исследования и характеристика диагностируемой выборки 21

2.2. Проведение и анализ результатов исследования 28

Выводы по второй главе 32

Заключение

Литература 35

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Проблема исследования психологического содержания девиантного (отклоняющегося) поведения является весьма актуальной. Особенно мало разработанной является проблема диагностики психологического содержания отклоняющегося поведения подростков. И соответственно острым является дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков, особенно учитывающих различия связанные с полом испытуемых.

Для взрослой популяции разработаны как проективные методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позволяющие, хотя бы косвенно, изучать различные психологические характеристики отклоняющегося поведения. Но в большинстве своем такого рода методики направлены либо на диагностику клинико-психологических феноменов, либо носят универсально-личностную диагностическую направленность.

Из существующих и активно используемых методик, позволяющий в той или иной мере диагностировать психологическое содержание девиантного поведения необходимо упомянуть патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е., методику 16 факторного исследования личности Р.Кеттелла, ряд дополнительных шкал MMPI, опросник Басса-Дарки, тест-руки, тест Люшера, тест С.Розенцвейга, ТАТ и САТ, тест Роршаха, тест Сонди, СОП.

Главной проблемой является то, что как мы уже указывали, вышеперечисленные методики позволяют либо косвенно, либо частично изучать весь комплекс психологических характеристик девиантного поведения.

Для диагностики некоторых аспектов отклоняющегося поведения подростков, правда, существуют специализированные психодиагностические методики. Такие как, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова) или показатель делинквентности в ПДО..........

Глава 2:

Целью практического исследования является выявление причин и особенностей отклоняющегося поведения подростков. Для достижения данной цели нами предполагается выполнение задач по подобру и проведению диагностических методик для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проверить ее эффективность в условиях школы; анализу причины девиантного поведения подростков, изучить их психологические особенности.

В ходе исследования мы предполагаем подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что методики диагностики отклоняющегося поведения подростков позволяют получить достоверную информацию о склонности ребенка к девиации и определить содержание профилактическо-коррекционной работы психолога.

1.2. Методы исследования и характеристика диагностируемой выборки

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

1. Опросник Г. Айзенка [18]

Включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустраций, агрессии и ригидности.

2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению[18] (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она содержит семь шкал:

1) Шкала установки на социальную желательность — 15 пунктов.

2) Шкала склонности на социальную желательность — 17 пунктов.

3) Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пунктов.

4) Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — 21 пункт.

5) Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.

.........

Заключение:

Проанализировав понятие «девиантное поведение», рассмотрев его типы и формы, более определенные и жесткие виды девиаций, мы пришли к выводу, что данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко – культурных традиций, экономико – политических отношений и целого ряда других факторов (Беличева С.А., 1993; Ремшмидт Х., 1994). Необходимо указать, что девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость (Менделевич В.Д.).

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Особый интерес в рамках нашего исследования вызывают методы диагностики девиантного поведения подростков.

Во второй главе нашего исследования нами было эмпирическое исследования по диагностике отклоняющегося поведения подростков.

Исследование проходило в два этапа.

.........

Похожие работы на данную тему