Основная часть:
Преодолению сложившихся в настоящее время стереотипов негативного восприятия налогообложения может послужить знание его методологии. На рис. 1 можно пронаблюдать последовательность познания налоговых категорий: от теории к практике. Эту последовательность можно свести к трем основным метаморфозам, а именно:
- историко-философское постижение смысла налоговых категорий;
- их идентификация в качестве составных компонентов экономико-стоймостных кругооборотов средств и процессов распределения финансовых ресурсов;
- их систематизация в качестве конкретных легитимных налоговых форм и системы правовых действий, обеспечивающих паритет экономико-финансовых интересов субъектов сфер «бизнес» и «бюджет».
Структурирование совокупности налоговых правоотношений, установление четких правил и границ налоговых правоотношений формируют налоговую среду применительно к конкретному пространству и времени (налоговая система государства в t–й период времени). Важное значение здесь уже приобретает учет специфики исторического этапа развития экономики и политики. Эта специфика определяется принципами, целями и способами отправления государственно-властных полномочий, которые в конечном итоге формируют состояние налоговой среды.
Налоговая среда – это сфера распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов, которая определяется в Конституции государства и регламентируется положениями Налогового кодекса .
Гипотетически понятие «налоговая среда» дает представление о стратегическом налоговом потенциале
.........
Главной целью совершенствования налоговой политики является обеспечение приемлемых как для государства, так и для налогоплательщика условий налогообложения, создание налоговой системы, которая была бы способна обеспечить государство необходимыми финансовыми ресурсами за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы.
(5)Упрощение системы налогообложения следует начать с отбора наиболее простых и эффективных видов налогов и форм сбора налоговых поступлений. Но на практике можно проследить следующее – вместо простых и легко собираемых «оборотных» налогов введены НДС и налог на чистую прибыль предприятий, введена обязанность всеобщего декларирования доходов для граждан и т.д. В связи с этим мы имеем ряд проблем: налог на прибыль легко обходится предприятиям, граждане выстраиваются в очереди в налоговые инспекции. Правда, с введением «плоской» шкалы налога на доходы физических лиц большинство граждан были освобождены от обязанности подачи налоговых деклараций, но вместе с тем пострадала идея справедливости налогообложения.
Разумным выходом из этой ситуации представляется возврат некоторых «оборотных» налогов (например, налога с продаж) с одновременным снижением ставки НДС, широкое применение налогов, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы.
Также для совершенствования налогообложения требуется создать систему единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане страны, начиная со дня их рождения. При этом каждому гражданину будет присвоен единый и постоянный идентификационный номер (ПИН - код). Целесообразно также поставить вопрос о переводе в систему МНС России Земельного кадастра. Клиентов этого реестра интересует надежность ведения их учета, что и будет обеспечено при строгом контроле налоговых органов. Одновременно будут решены и вопросы уклонения от налогов в этой сфере.
.........