Введение:
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.
При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение. Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.
Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.
Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.
.......
Глава 2:
Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом приказом или распоряжением руководителя. В нем рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно.
Нет никакой необходимости указывать в приказе об учетной политике, что при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" или что при осуществлении наличных расчетов с юридическими лицами соблюдает установленный лимит.
Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделить положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством. Тем более что, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая разрешает применять данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно. Данное требование вытекает из пункта 1 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", согласно которому формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.
2.1. Разработка рабочего плана счетов
Организация самостоятель¬но разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного пла¬на. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Мини¬стерства финансов Российской Федерации) новые синтетические сче¬та, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организа¬ции определяют перечень используемых субсчетов, при необходимос¬ти объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
2.2. Выбор формы бухгалтерского учета
Организация самостоятель¬но выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордер¬ная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
......
Заключение:
Подведем основные итоги работы.
Документом, охватывающим всю хозяйственную деятельность предприятия является учетная политика.
Каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя способ учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Такая возможность имеется благодаря учетной политике. Благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.
Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности.
Существующие законодательные документы по учетной политике не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий, в связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые должны четко обосновываться и аргументироваться.