Введение:
Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.
Распад Союза ССР и образование на его месте независимых и суверенных государств – бывших союзных республик – предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. Их первыми шагами на этом пути стали выработка и принятие новых конституций, которые бы отвечали их новому международно-правовому статусу. С провозглашением суверенитета и независимости в упомянутых государствах начинается активизация процессов формирования нового конституционного строя.
Вместе с тем политические, экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в период длительного пребывания народов этих стран в рамках единого союзного государства – Союза ССР, - настоятельно диктовали необходимость их нового объединения. Этим объединением стало Содружество Независимых Государств, построенное на международно-правовой основе. «В результате свободного волеизъявления Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (однако, так как Украина до сих пор не ратифицировала Соглашение о создании СНГ, она формально не является участницей Устава СНГ) приняли решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), основанного на началах суверенного равенства всех членов СНГ, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права» . .........
Основная часть:
Большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета. В своих конституциях они стремятся особо подчеркнуть суверенный характер их государственности. Такое особое внимание конституционному закреплению государственного суверенитета объясняется тем, что народы большинства бывших республик СССР ни до его образования, ни после не имели собственного независимого суверенного государства. Так, Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории. В ней говорится, что «Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы» (ст. 1). В Конституции Украины (ст. 2) закреплено, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. В Конституции Армении (ст. 1) Республика Армения провозглашается суверенным государством. Статья 1 Конституции Кыргызской Республики провозглашает, что суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Аналогичные положения содержаться в конституциях и других стран СНГ.
Конституции стран СНГ распространяют принцип государственного суверенитета и на сферу внешнеполитических отношений. В конституциях упомянутых стран прямо или косвенно подчеркивается, что они являются полноправными субъектами международных отношений и их внешняя политика построена на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела других государств, территориальной целостности государств, а также на основе других общепризнанных принципов и норм международного права. Так. Например, в главе 6 Конституции Республики Узбекистан, посвященной внешней политике, говорится: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений».
Практически все конституции государств СНГ закрепляют социальный характер государства. Это означает, что конституцией на государство возлагается обязанность стремиться к обеспечению социальной справедливости и благополучия населения страны, а также проводить защищенность человека. Конкретно это выражается в том, что конституция обязывает государство всемерно способствовать созданию достойных условий жизни человека для его всестороннего, гармоничного, свободного, творческого развития. В соответствии с конституцией, государство обязано способствовать как можно большей занятости населения, гарантировать минимальный уровень оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи и обеспечивать реализацию родительских прав, охранять здоровье людей. В конституциях стран СНГ на государство возлагаются обязанности в сфере социального обеспечения и социальной поддержки инвалидов, пожилых людей и других категорий населения, имеющих право на социальное обеспечение. Основные законы упомянутых государств закрепляют гарантии социального обеспечения из бюджета государства по старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца. В конституциях стран СНГ предусматриваются обязанности государства по обеспечению экологического благополучия в государстве.
Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регулированию вопросов, связанных с правом собственности. Следует отметить, что в каждой отдельной стране – участнице СНГ конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений в сфере собственности порой существенно отличается. Так, не все конституции провозглашают многообразие форм собственности. Например, в ст. 13 Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что «собственность может быть государственной, частной и муниципальной».
Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности. Они закрепляют равноправие всех форм и видов собственности, гарантируют их равную защиту и одинаковые условия для их развития. Так, в ст. 53 Конституции Узбекистана читаю: «Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенная и защищается государством». Однако в некоторых конституциях говорится не о защите всех форм собственности, а о защите прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом».
............
Заключение:
В государствах СНГ со смешанной формой правления полномочия президента могут быть весьма широкими. Примером тому могут послужить полномочия президента Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Так. Помимо полномочий, свойственных главе государства, президенты стран СНГ наделены правом издавать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Например, в соответствии со ст. 68 Конституции Кыргызской Республики палаты Жогорку Кенеш могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту в случае роспуска палат Жогорку Кенеш. Упомянутая статья Конституции предоставляет президенту законодательные полномочия также в случае роспуска одной из палат парламента. В этом случае президент осуществляет законодательные полномочия только той палаты, которая распущена. Законодательные полномочия осуществляются президентом Кыргызкой Республики путем принятия указов, имеющих силу закона. Президент Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 4 ст. 53 Конституции Республики Казахстан по его собственной инициативе может быть наделен правом издания законов на срок не более одного года двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат парламента. Более того, Президент еспублики Казахстан наделен правом определять приоритетность рассмотрения проектов законов в Мажилисе, а также объявлять рассмотрение проекта срочным, что означает, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении этого требования президента он вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия парламентом данного закона в установленном Конституцией порядке (п. 2 ст. 61 Конституции Республики Казахстан).
Президент в государствах СНГ, как в президентских республиках, так и в республиках со смешанной формой правления, наделяется очень широкими полномочиями. Причиной этому, видимо, является тот переходный период, который переживают эти государственные образования после распада СССР, когда в условиях становления институтов государственной власти и в условиях проходящих экономических и политических реформ необходима действенная президентская власть.
.........