Введение:
М. Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма....
Глава 2:
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения .
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом «философии скупости. Идеал её - кредитоспособный, добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель» . На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна ибо она приносит кредит» . Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. «В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки» .
........
Заключение:
Главной филосовской идеей в данном произведении является на мой взгляд следующее:
1) Целерациональный тип действия, то есть
a) направленное к достижению ясно сознаваемых самим действующим индивидом целей и
b) использующее для достижения этих целей средства, признаваемыми за адекватные самим действующим индивидом.
2) Три типа господства:
a) Легальный,
b) традиционный,
c) харизматический.
3) Три ценности:
a) этика братской любви,
b) освобожденный от ценностей и ставший чисто функциональным «разум», то есть формальная рациональность,
c) стихийно – экстатическое начало, харизма.
Мировоззренческой основой мышления Вебера является политеизм, «вечная борьба богов».