Основная часть:
Главной идеей тренинга является концепция уверенности, понимая как установки (и поведения) человека по отношению к самому себе. Подразумевается, что уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности.
Тренинг поведения (т.е. оперантное формирование новых образцов поведения) только тогда эффективно выполняет приписанную ему функцию, если в нем происходит изменение внутреннего диалога клиента, его установок по отношению к себе самому и своим правам. Решающим терапевтическим приемом, который в конце концов обусловливает терапевтический успех а также изменение поведения, становится изменение самовербализации, которая до того мешала клиенту соответствующим образом обращаться со своими желаниями и чувствами.
Отдельные компоненты тренинга в представленной программе объединяются в целое на основе единой регуляционной модели. Эта модель помогает клиентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, реальных действий, так и в когнитивной плоскости.
Участники группы, используя формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатывают реалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно обращаться с самим собой и своим окружением.
Успешным в программе тренинга считается то уверенное поведение, которое не ущемляет права партнера на уважение его желаний и чувств. Голое самоутверждение, при котором клиенты безусловно добиваются осуществления своих интересов, не входит в целевую область нашего тренинга. Подкрепляется в ходе тренинга не достижение конечной цели, а, скорее, уверенное участие в ситуации, способность к успешному общению в любое время и с любым социальным партнером.......
В центре внимания первого занятия стояли теоретические рассуждения об уверенном поведении. На этом тренинговом занятии будут прорабатываться отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содержательный контекст, в котором будут тренироваться эти компоненты уверенности, определят сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблемных ситуаций, но скорее каждый клиент сам выбирает свою собственную сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности, т.е. тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого конкретного клиента.
Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре. Эти первые индивидуальные ролевые игры должны опираться на обсуждение ситуаций домашнего задания. Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой компетентности действий.
Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия.
2.1 Обсуждение домашнего задания.
В группе, не превышающей 10 человек, имеет смысл проводить обсуждение на пленуме. В этом случае все получают возможность научиться чему-либо, знакомясь с попытками решения проблемной ситуации, предпринятыми другими клиентами (обучение на моделях, А.Бандура, 1969)
2.1.1 Работа с карточками.
Обсуждение домашнего задания с использованием карточек нужно для того, чтобы зафиксировать отдельные аспекты тренируемого уверенного поведения. Позже они будут конкретизированы клиентами применительно к их индивидуальным проблемам, к конкретным тренировочным ситуациям. Такого рода аспектами тренировки может быть, например, следующее: "В чем состоит прогресс в моем поведении..."; "Как я использовал мою стимульную фразу...", или "за чем я должен особенно следить в будущем..." (другие примеры - см. приложение).
Карточки помогают участникам группы сфокусировать свое внимание на отдельных компонентах уверенности, и предложения на карточках должны быть, по возможности, написаны таким образом, чтобы любой участник мог работать с любой карточкой.
Клиенты рассказывают о выполненных ими на прошлой неделе заданиях с точки зрения написанных на карточках предложений. Карточки на этом первом занятии раздаются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлекает свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуверенный и заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в моем поведении", потому что это может оказать на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вынужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку карточки возвращаются, то имеет смысл на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже однажды получали.
Терапевт (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем домашнем задании с точки зрения записанной на карточке темы".
.............
В своих рассказах клиенты должны концентрироваться на выбранном ими альтернативном поведении: "Что я сказал? Что я сделал? Какие компоненты уверенного поведения я при этом использовал? Что я еще могу улучшить, т.е. какие конструктивные советы я могу дать сам себе, чтобы достичь своей цели? "
(Терапевт: Внимание! Все негативные самовербализации клиенты сами должны переформулировать в позитивные стимулы к действию!)
6.2 Выработка индивидуальной стратегии действий.
В подгруппах - из соображений экономии времени - и при помощи терапевтов для каждого клиента разрабатывают систему оптимальных стратегий действий.
Эта система должна включать: каталог сигнальных фраз, перечень требований к поведению, взаимосвязи важнейших компонентов уверенности и т.д. В этом клиенты могут исходить из тех компонентов, которые в тренировочных ситуациях особенно помогали им. В целях последующего формирования и закрепления уверенного поведения имеет смысл чаще и чаще использовать эти отдельные моменты в соответствующих стратегиях действий.
Такого рода индивидуальные стратегии в качестве практического руководства и поддержки должны помогать тренировать клиентам уверенное поведение вне группы. Помочь может также рабочая папка, укомплектованная клиентами во время тренинга.
Клиенты сами формулируют свои индивидуальные стратегии действий и записывают их в своих рабочих папках; терапевт помогает, только если это особенно необходимо: Участники группы должны стать своими собственными терапевтами!
В качестве важнейшего принципа самостоятельной работы предлагается следующий: лишь активная тренировка ведет к успеху, воздействие ее подкрепляет само себя. Успешное уверенное поведение может быть названо "включением в ситуацию". Речь идет о том, чтобы самостоятельно активно отыскивать ситуацию для тренировки и применять в ней соответствующие компоненты уверенного поведения.
В заключении терапевт повторяет: "Успех есть включение в ситуацию, Неуспех есть избегание ситуации!
........