Реферат по теме: Когнитивистская ориентация зарубежной социальной психологии

Название работы: Когнитивистская ориентация зарубежной социальной психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

14 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 1

1. Анализ литературных источников 2

Заключение 12

Список литературы 14

Выдержка:

Введение:

Многие великие умы в своих рассуждениях о природе человека не обошли вниманием и его место в кругу себе подобных. Тонкие наблюдения и меткие суждения о человеческих взаимоотношениях составляют ценную часть фило-софского наследия прошлых веков.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссо-нанса Л. Фестингера [6, с. 88]. Согласно ей положительное эмоциональное пе-реживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные резуль-таты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усили-ваются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результа-тами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавить-ся. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или из-менить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответство-вали реально полученному результату, или попытаться получить новый резуль-тат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной пси-хологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям [4, с. 183]. ..........

Основная часть:

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической [3, с. 132].

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказыва-ют воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точ-ки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтвер-ждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на пе-реживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмо-циогенной информации, которая предназначена для изменения оценки челове-ком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве 'лекарства' физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное 'лекарство' должно будет вы-звать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия со-ответствующего 'лекарства' испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции [4, с. 66].

К примеру: «Пользоваться чьими-либо благодеяниями — более верный способ привязать его к себе, чем делая ему одолжение в свою очередь. Часто вид благодетеля тяготит, вид же человека, которому оказано благодеяние, все-гда приятен — в нем видят свое деяние».

В 50–70-е годы ХХ века понадобились десятки социально-психологических экспериментов, чтобы выявить и обосновать эту закономер-ность. А французский писатель Жозеф Жубер еще более двух столетий назад вывел ее из собственных наблюдений (о том же самом говорили Бенджамин Франклин, Лев Толстой и другие).

В самом деле, дабы изменить к лучшему свое мнение о ком-то, достаточно бывает сделать ему какое-то, пускай небольшое, доброе дело. ...........

Заключение:

С самого начала отношения между европейской и американской тради-циями приобрели весьма противоречивый характер. Традиционный американ-ский индивидуализм при построении программы социальной психологии при-обрел методологическое значение. Поскольку эмпирическое исследование уже давно стало знаменем борьбы против кабинетной социальной философии, для американской социальной психологии характерен значительно меньший инте-рес к анализу массовых процессов (по сравнению с Европой). В области мето-дологии стала популярна предложенная Ф. Олпортом своеобразная комбинация индивидуалистического принципа, бихевиористской позиции и эксперимен-тального метода [3, с. 35].

Как уже отмечалось, такой подход вызывал критические настроения в са-мой американской социальной психологии. Начало было положено опублико-ванной в 1967 г. работой К. Ринга, в которой дисциплина была квалифицирова-на скорее как "красивое экспериментальное манипулирование теоретическими игрушками, чем серьезное построение достойного знания" [цит. по 4, с. 17]. В дальнейшем критики постоянно подчеркивали безусловный приоритет амери-канской традиции над европейской, хотя и признавали исторические заслуги последней: тот же Олпорт ссылался в своих работах на многочисленных учени-ков Вундта, переселившихся к тому времени в США.

Поэтому, по мнению Грауманна, американская социальная психология имеет вполне европейские корни; в дальнейшем на ее развитие повлиял амери-канский "климат". Это утверждение перекликается с мыслью Г. Олпорта, вы-сказанной еще в 1954 г.: "В то время как социальная психология восходит к ин-теллектуальному духу всей западной традиции, ее современный расцвет дол-жен быть рассмотрен как специфически американский феномен" [цит. по 2, с. 71]. .....

Похожие работы на данную тему