Введение:
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики явля-ется формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, по-зволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, кон-тро¬лировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилиза¬ции де-нежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со сто¬роны Цен-трального банка выступает совокупная наличная и безна¬личная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платеже-способного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредит-но-депозитной дея¬тельности банков), регулирование структуры и объема де-нежного оборота Центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения ус¬ловий кре-дитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инс¬трументов и мето-дов.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демокра-тичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и проис-ходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невоз-можно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключе-вые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь кос-венным образом. В этом заключается одно из главных различий между двумя основными направлениями экономической политики страны: монетарным и фис¬кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство, изы-мая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу¬ченные в резуль-тате непосредственного вмешательства в деятель¬ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для реализации трансфертной программы, а также для финансирования иных государственных расходов. Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хо-зяйствования, нежели фискальная....
Глава 3:
Одним из самых важных средств регулирования денежного обра¬щения яв-ляются операции на открытом рынке. Под этим понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций госу¬дарственных займов) на откры-том рынке - то есть у финансовых посредников и населения. Сюда не входят непосредственные дейс¬твия центрального банка по финансированию дефицита государствен¬ного бюджета.
Под определение операций на открытом рынке – вторичном, ¬подпадают действия с долгами государства, уже находящимися в об¬ращении и имеющими форму облигаций (а не суррогата денег типа КО). Только когда облигации при-обретут своего первого владельца, они смогут выступать в качестве объекта опе¬раций Центрального банка на открытом рынке.
Предположим, центральный банк собирается купить облигации на откры-том рынке. Каковы его потенциальные контрагенты? Их мож¬но разбить на 2 группы: финансовые посредники (главным образом коммерческие банки) и участники делового оборота, не являющиеся финансовыми посредниками (лю-бые юридические и физические лица). Покупка у них облигаций вызовет уве-личение предложения денег, однако происходить это будет по-разному.
Предположим, центральный банк покупает облигации у како¬го-то коммер-ческого банка. Естественно, он не станет платить на¬личностью. Центробанк произведет оплату увеличением резервов коммерческого банка на сумму по-купки. В результате возрастет способность банка к кредитованию.
Теперь рассмотрим другой случай. Частному лицу или фирме центральный банк заплатит выписанным на себя чеком. Получивший чек контрагент вклады-вает его на трансакционный депозит в свой банк; банк же посылает этот чек в центральный банк для учета. В результате коммерческий банк увеличивает свои резервы, а значит и способность к кредитованию.
Однако налицо существенная разница в результатах этих многоступенча-тых сделок. В первом случае увеличиваются лишь резервы коммерческого бан-ка (которые, правда, он может использовать в качестве покрытия для кредитов). Во втором случае помимо резер¬вов увеличиваются и чековые вклады, то есть сразу же возрастает денежная масса М1. Рассмотрим это различие более под-робно при помощи математических уравнений.
Пусть М - изменение денежного предложения, F - сумма, уп¬лаченная центральным банком за облигации, БM - банковский муль¬типликатор. Тогда получаем
..........
Заключение:
Денежно-кредитное регулирование - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме¬нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказы-вать определяющее воздействие на де¬нежное предложение, а через его посред-ство - на реальный нацио¬нальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расценива¬ются в кейн-сианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де¬нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс¬твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи¬ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе¬ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной поли-тики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетар-ная политика вообще не оказывает воздействия на ре¬альный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, вли-яя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и им-порту. Ее можно использовать не только для изме¬нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым ба-лансом.
Используя рекомендации представителей различных школ, нахо¬дя ком-промиссные решения, Центральные банки реализуют денеж¬но-кредитную по-литику. Эта деятельность, как мне кажется, явля¬ется наиболее демократичным способом экономического регулирова¬ния, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свобо¬ды субъектов системы бизнеса
............