Введение:
Становление смешанной экономики, расширение негосударственного сек-тора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли-продажи рабо-чей силы. Рынок труда рассматривается как система отношений, складываю-щихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и пред-ложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непре-рывного общественного развития.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и, тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 10 до 15% эко-номически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объек-тивных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда, потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются пол-ностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В 2005 году около 80% заявленной предприятиями и органи-зациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроиз-водственной сферы.
Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребно-стью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притяза-ний работников и характера предлагаемой работы.........
Глава 2:
Современная безработица в России - специфическая и в определенной мере уникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческом пе-риоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и для Рос-сии.
К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономиче-ских и социальных последствий, определение показателей безработицы, иссле-дование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.
Критериями разграничения типов безработицы, как правило, служат причи-на ее возникновения и ее продолжительность (устойчивость). Обычно называ-ют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в разме-щение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нани-мателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполне-ния уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффек-тивности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняю-щимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более слож-ной является оценка структурной безработицы.
Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными измене-ниями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллек-тивных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерци-онность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей по-страдавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике за-нятости.
Циклическая, как следствие спада производства в переходный период дос-тигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка тру-да, при котором на нем существует примерный баланс между числом свобод-ных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу).
Скрытая - характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это сви-детельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не-полный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.
Безработица измеряется двумя основными показателями:
уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрирован-ных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным........
Заключение:
Деятельность службы занятости, отраслевой метод ее взаимодействия с основными клиентами получили дальнейшее развитие в новой «Технологии работы Департамента ФГСЗН по Удмуртской Республике по обеспечению за-нятости населения». В соответствии с ней основным инструментом расширения осведомленности работодателей и населения о деятельности службы занятости, повышения востребованности ее услуг, обеспечения активного поведения на рынке труда граждан, ищущих работу, стало дальнейшее развитие системы маркетинговой информации, то есть единой информационной среды, обеспечи-вающей постоянное информационное взаимодействие всех участников област-ного рынка труда.
В центрах занятости населения остальных городов и районов проведена работа по модернизации информационных залов и информационно-диспетчерских служб посредством перепланировки помещений, размещения информационных киосков для ищущих работу граждан, организации рабочих мест диспетчеров и работодателей, обновления стендовой информации.
В 2004 году достаточно четко обозначилась тенденция постепенного пре-вращения службы занятости в центр, решающий проблемы повышения инфор-мированности населения и работодателей, объединяющий усилия специалистов различных организаций, являющихся ее социальными партнерами на рынке труда..........