Введение:
В обеспечении нормального функционирования любой современной эконо-мической системы важная роль принадлежит государству. Государство на про-тяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло опреде-ленные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существо-вал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, про-центными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое госу-дарство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной сте-пенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного го-сударственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, госу-дарство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается поли-тической философией, требующей подчинения личных интересов обществен-ным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом............
Глава 3:
Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе развития российской экономики она является осо-бенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необхо-димость новой стратегии государственного управления, основанная на концеп-ции активного участия не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.
В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государ-ственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва ме-жду финансовым и реальным секторами экономики и социальная направлен-ность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.
В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:
- пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно рабо-тает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
- место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занима-ют криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;
- потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, на-учных школ и незаменимых специалистов.
Основные направления новой стратегии государственного управления эко-номикой включают:
- формирование и усиление государственного сектора экономики;
- государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса;
- государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов;
- государственное управление на региональном уровне.
На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования го-сударственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Таким образом, сейчас все еще немалая госу-дарственная собственность практически не дает дохода государству.
В тяжелые кризисные периоды совершенствование ..........
Заключение:
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного иде-ального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономи-ки, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя из-менить. Государство, использующее экономические инструменты регулирова-ния, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, госу-дарство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможе-ние экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расхо-дов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных ак-тов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, счи-тается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разреше-ние соответствующей комиссии.
В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обес-печить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночно-го производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспе-чивает псевдорыночное равновесие. Оно осуществляет перераспределение дохо-дов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивает-ся в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эф-фекты.........