Введение:
Целью практики является анализ современного состояния государственно-го регулирования занятости, а также формулирование основных тенденций и возможных путей совершенствования государственной политики в области занятости населения.
В соответствии с целью исследования в отчете поставлены и решены сле-дующие задачи:
- разработка методологии исследования рынка труда и занятости населения;
- анализ сущности, ведущих тенденций и проблем регулирования занятости на основе изучения опыта стран с развитой рыночной экономикой;
- раскрытие условий, тенденций и противоречий формирования рынка труда в России, содержания и проблем проводимой в этой области социально-экономической политики в контексте процессов рыночного реформирова-ния экономики страны.
Объектом исследования является опыт государственного регулирования занятости во всем разнообразии отношений между предпринимателями, трудя-щимися и государством по поводу условий использования рабочей силы, ее воспроизводства и присвоения результатов труда.
...........
Глава 2:
В 2004 году в службу занятости поступило более 117,7 тысячи вакансий от 9988 предприятий республики. Это на 4,1% больше, чем в 2003 году. По отрас-лям экономики наибольшее количество рабочих мест требуется промышленно-сти – 22% от числа заявленных вакансий, далее идут:
- здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и наука вместе взятые с 15,5%;
- торговля и общественное питание – 14,4%;
- строительство – 11,3%;
- сельскохозяйственное производство – 8,3;
- управление – 6,8%;
- ЖКХ и бытовое обслуживание населения – 6,3%;
- транспорт и связь – 3,1%;
- кредитование, финансы, страхование – 1,1%;
- другие отрасли – 11,2%.
Потребность на 1 января 2005 года составила 6,1 тысячи вакантных рабо-чих мест из них 4,6 тысячи или 75% по рабочим специальностям. За последние 3 года это самый низкий показатель потребности предприятий в работниках на начало года.
Большой спрос на рабочую силу остается в Ижевске, где на одного безра-ботного приходится более 3 вакансий. На территориях с высоким уровнем без-работицы на одного безработного приходится по одной и менее вакансий (0,66-1), к таковым по прежнему относятся Граховский, Камбарский, Селтинский и Ярский районы.
В Ижевске наибольший спрос на продавцов продовольственных и непро-довольственных товаров, грузчиков, плотников, уборщиц помещений, штука-туров, электрогазосварщиков и водителей автомобилей, среди ИТР наиболее востребованы бухгалтера и менеджеры. В сельских районах республики отме-чена большая потребность в неквалифицированной рабочей силе - подсобных рабочих.
Наиболее значительно увеличилось количество вакансий, поступивших в Якшур-Бодьинский (на 63,9%) и Сюмсинский (на 56,8%) центры занятости. В 11 городах и районах Удмуртской Республики отмечено снижение спроса на рабочую силу в сравнении с 2003 годом. Наиболее значительно уменьшилось количество заявленных вакансий в Ярском (на 31,5%) и Шарканском (на 26,4%) районах.
В течение 2004 года в службу занятости населения республики поступили сведения о высвобождении 8,9 тысячи человек, с предприятий республики из которых 4,4 тысячи (49,6%) - женщины, 0,7 тысячи или (7,6) - лица предпенси-онного возраста и 1,3 тысячи человек (14,7%) - молодежь в возрасте 16-29 лет.
По секторам экономики:
60% от числа всех высвобождений или 5,3 тысячи человек – негосударст-венный сектор;
40% или 3,6 тысячи человек – государственный сектор.
О предстоящих массовых высвобождениях в 2004 году поступили сведе-ния от 177 предприятий республики о высвобождении 7935 человек. В сравне-нии с 2003 годом произошло увеличение численности высвобождаемых в 1,7 раза (142 предприятий заявляли о массовом высвобождении 4741 человек).
..........
Заключение:
Если ранее в основном говоря о проблеме эффективности сравнивалось соотношение затрат и результатов в финансовом измерении, то сегодня оче-видно: социальная эффективность имеет не только количественную, но и каче-ственную определенность. Она оценивается как бы в двух измерениях: изнутри – работниками службы занятости, извне – с точки зрения клиентов.
При рассмотрении социальной эффективности территориальных служб за-нятости как минимум необходимо знать:
- структурные параметры региональной безработицы путем анализа качест-венного состава безработных по широкому спектру признаков (демогра-фических, образовательных, поселенческих и т.п.) в тесной их взаимосвя-зи;
- удовлетворенность безработных своим материальным положением и жиз-нью в целом;
- влияние различных компенсаторных и скрытых социально-трудовых фак-торов, тормозящих готовность безработных к деловому взаимодействию со службой занятости;
- характер предшествующей трудовой деятельности обслуживаемых клиен-тов;
- пути и направления психологической реабилитации клиентов, их подго-товки к изменению своей социально-трудовой позиции на более гибкую и активную;
- продолжительность и причины затяжной безработицы, степень ее прибли-жения к фрикционной, пути сокращения ее сроков.
..............