Введение:
Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной эко-номики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе. Мы знаем, что целевая функция фирмы - это максимизация именно прибыли.
Прибыль - это и одна из самых неоднозначных категорий в экономической науке. Четкой, принимаемой всеми экономистами трактовки прибыли сегодня нет. Причем экономисты спорят не об определении прибыли как таковой - с этим как раз вроде бы уже все ясно. Прибыль - это "нечто", остающееся в вы-ручке предприятия после вычета из нее всех затрат. Различные толкования вы-зывает другой вопрос - о происхождении прибыли. Откуда берется этот оста-ток, эта разница между выручкой и затратами? Современные взгляды на проис-хождение прибыли, к сожалению, не представляют собой единой строгой кон-цепции, но являются, скорее, конгломератом невзаимоисключающих объясне-ний. Слово "невзаимоисключающих" может служить некоторым облегчением - нет необходимости вставать на какую-то определенную позицию, а напротив, есть возможность просто перечислить эти объяснения, что и будет проделано в настоящей работе.
........
Глава 2:
Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешни-ми причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного рав-новесия.
Конъюнктурные теории (прибыль как результат рыночного неравновесия). В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. Здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Однако представим себе, что в результате каких-то внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на некий товар. Это привело к росту его цены. Следовательно, выручка фирмы (TR = pq) возросла. Однако цены факторов производства (и, следовательно, затраты фирмы) не изменились (они, как пра-вило, закреплены более или менее долгосрочными договорами), их производи-тельность также осталась неизменной (а с чего бы это ей меняться?). Таким об-разом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего, и, следовательно, у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль фирмы. И наоборот, при падении спроса возника-ет убыток (отрицательная прибыль).
Так, мы можем дать достаточно простое объяснение появления прибыли или убытка в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. А эта конъ-юнктура может изменяться из-за самых неожиданных причин. Например, пре-жде малоизвестный сериал Яна Флеминга о похождениях некоего Джеймса Бонда стал супербестселлером после того, как американский президент Д. Кен-неди объявил его своей любимой книгой.
Прибыль как проявление монопольной власти. Одно из известных объек-тивных объяснений появления прибыли связано прежде всего с ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие ее до-минирования на рынке.
Субъективные теории предполагают наличие четвертого фактора произ-водства, не рассматривавшегося нами ранее, - "предпринимательского таланта" и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) - предпринимательской прибыли.
............
Заключение:
Таким образом, прибыль является важнейшей категорией рыночной эко-номики. Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремле-ние к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а зна-чит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и пер-сонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой разви-тия предприятия.
Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Обычно основополагающими называются три функции, о которых частично уже упоми-налось, когда мы рассматривали роль прибыли в рыночной экономики. Это сти-мулирующая, распределительная и показатель эффективности деятельности предприятия. Они причисляются к роли, которую выполняет прибыль как эко-номическая категория, так как, на наш взгляд, функция должна отражать спе-цифическое внутреннее содержание экономической категории, а все прочие свойства, приписываемые ей, отражают ту или иную роль, которую выполняет данная категория. Стимулирующую и распределительную функции выполняет любая другая экономическая категория (цена, заработная плата и т.д.). Тем бо-лее, показатель эффективности деятельности предприятия, как таковой, вообще не может выступать функцией, будучи субъективным представлением об эко-номическом явлении в форме определенных расчетов. С учетом вышеизложен-ного, можно согласиться с теми авторами (как, например, Савельев С.В.), кото-рые полагают, что обычные функции (стимулирующая, распределительная и показатель эффективной деятельности предприятия) на самом деле являются ролью прибыли в функционирующей экономике. Поэтому в данной работе рас-сматриваются данные функции как роль, которую играет прибыль в условиях рыночной экономики. .......