Введение:
Становление смешанной экономики, расширение негосударственного сек-тора хозяйства, поощрение предпринимательской деятельности создает основу для формирования новой системы отношений по поводу купли-продажи рабо-чей силы. Рынок труда рассматривается как система отношений, складываю-щихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и пред-ложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непре-рывного общественного развития.
Главными субъектами отношений на рынке труда являются наниматели и лица, желающие работать по найму, а также субъекты, регулирующие движе-ние спроса и предложения рабочей силы. Работодателем или нанимателем мо-жет выступать как государство, так и другие юридические лица, являющиеся собственниками средств производства. Нанимающиеся (наемные работники) лица, обладающие способностью к труду, которая как их личная собственность, может быть продана в обмен на заработную плату собственнику средств произ-водства. Это те, для кого работа по найму является главным источником средств на личное воспроизводство.
В современной рыночной экономике недостаточно говорить о рынке труда как о рынка живого труда. Появились веские основания включить в рынок тру-да и рынок рабочих мест, поскольку реально и постоянно имеется спрос на них и их предложение на рынке труда. Если учесть эти требования, то понятие "ры-нок труда" включает как рынок живого труда (рынок рабочей силы), так и ры-нок рабочих мест.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и, тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% эко-номически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объек-тивных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда, потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются пол-ностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В 2005 году около 80% заявленной предприятиями и органи-зациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроиз-водственной сферы......
Глава 2:
Удмуртская Республика – высокомонополизированный регион с преобла-данием предприятий военно-промышленного комплекса, которые еще в недав-нем прошлом славились своим кадровым и техническим потенциалом, выпус-каемой продукцией. Взять, к примеру, “Ижмаш”, выпускающий всемирно из-вестные автоматы Калашникова, предприятия космической отрасли “Аксион-холдинг”, Ижевский радиозавод, производящие сложную телеметрическую аппаратуру, Ижевский механический завод, чье охотничье оружие можно встретить во многих странах.
В настоящее время большинство градообразующих заводов нашего регио-на не в состоянии обеспечить основной массе работающих материальный дос-таток. По средней начисленной заработной плате Удмуртия традиционно зани-мает по России предпоследнее место, летом 2004 г. свыше 50% населения жило за чертой бедности. Некоторое увеличение объемов производства (статистика показывает 0,8%), возможно, как-то улучшило положение в экономике, но уве-личения числа рабочих мест не последовало. Наоборот, наблюдается тенденция их сокращения и, соответственно, сокращение штатов предприятий, т.е. напря-женность на рынке труда возросла и, соответственно, еще больше осложнилась работа Департамента по содействию в трудоустройстве обращающихся граж-дан.
Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизо-ванное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжать-ся своими способностями к труду было признано за самими работниками. При-знание контрактной природы трудовых отношений потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы в контроле их исполнением. Искусственные барьеры на пути перемещения рабочей силы (такие как институт прописки и т. п.) были ликвидированы или значительно ослаблены. Широкое распростране-ние получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала, а также в установлении уровня и степени дифференциации заработной платы. Ужесточе-ние бюджетных ограничений, ставшее следствием рыночных реформ, ослабило стимулы к накоплению излишков рабочей силы. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования тако-го экономического явления как безработица. Как следствие, возникла и начала функционировать система страхования по безработице (была создана Феде-ральная служба занятости, учрежден Фонд занятости, определен порядок от-числения страховых взносов и т. д.).
На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного от-печатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжа-тия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С дру-гой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйст-венных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы про-изводства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходи-мостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.......
Заключение:
Деятельность службы занятости, отраслевой метод ее взаимодействия с основными клиентами получили дальнейшее развитие в новой «Технологии работы Департамента ФГСЗН по Удмуртской Республике по обеспечению за-нятости населения». В соответствии с ней основным инструментом расширения осведомленности работодателей и населения о деятельности службы занятости, повышения востребованности ее услуг, обеспечения активного поведения на рынке труда граждан, ищущих работу, стало дальнейшее развитие системы маркетинговой информации, то есть единой информационной среды, обеспечи-вающей постоянное информационное взаимодействие всех участников област-ного рынка труда.
В центрах занятости населения остальных городов и районов проведена работа по модернизации информационных залов и информационно-диспетчерских служб посредством перепланировки помещений, размещения информационных киосков для ищущих работу граждан, организации рабочих мест диспетчеров и работодателей, обновления стендовой информации.
В 2004 году достаточно четко обозначилась тенденция постепенного пре-вращения службы занятости в центр, решающий проблемы повышения инфор-мированности населения и работодателей, объединяющий усилия специалистов различных организаций, являющихся ее социальными партнерами на рынке труда.......