Введение:
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается систе-ма целей и задач органов государственной власти по управлению политиче-ским, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также меха-низм их реализации. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории не-скольких субъектов Российской Федерации.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации яв-ляются:
обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономиче-ского пространства;
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной соци-альной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических воз-можностей регионов;
выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация по-следствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
максимальное использование природно-климатических особенностей ре-гионов;
становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
В рамках данной работы мы рассмотрим цель, задачи и методы региональ-ной политики в Российской Федерации
Глава 2:
Рассмотрим построение социально-экономических индикаторов на приме-ре сравнения Удмуртской Республики, Республики Бурятия, Санкт-Петербурга и Ярославской области.
По каждому индикатор каждый регион получает свой ранг (место), кото-рое оценивается соответствующим баллом. Таким образом, для каждого блока показателей региону присваивается какое-то место в РФ, которое составляет величину от 1 до n, где n – количество федеральных округов. У региона с наи-меньшими показателями ранг будет равен 1.
Все индикаторы признаются равноценными. Затем по каждому блоку и в целом рассчитываются стандартизованные оценки путем деления фактических баллов на максимально возможный (n). Из этого следует, что все стандартизо-ванные оценки находятся в промежутке от (0 –1). Для каждого блока индикато-ров рассчитывается среднее значение стандартизованной оценки, как средняя арифметическая сумма стандартизованных оценок группы. Затем эти средние значения суммируются для всех блоков индикаторов, и полученное значение делится на число блоков. Чем выше значение оценки, тем в лучшем положении (по данному критерию) находится соответствующий регион.
На основе выведенной оценки сделаем вывод о принадлежности субъектов Российской Федерации по следующим группам:
с относительно высоким и выше среднего уровнями развития;
со средним уровнем развития;
с уровнем развития ниже среднего;
с низким уровнем развития;
с крайне низким уровнем развития.
Исходные данные приведены в табл.1 – 10.