Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обще-стве с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм госу-дарственного устройства всегда сопровождается преобразованием государства налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма дохо-дов.
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность.
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложе-ния в условиях рыночной экономики достигается посредством развития кон-ституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. Налоговый кодекс Россий-ской Федерации является новым этапом развития российского налогового зако-нодательства, несмотря на то что многие аспекты налогового федерализма, на-логового управления, оптимизации налогообложения, распределения налого-вых функций между различными ветвями власти остались не урегулированны-ми.
Глава 2:
специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федераль-ный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Фе-дерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодатель-ными актами Российской Федерации;
подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
подоходный налог с физических лиц;
налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляе-мые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о до-рожных фондах в Российской Федерации;
гербовый сбор;
государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
С 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 го-да были введены новые федеральные налоги:
специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финан-совой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включени-ем уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и ор-ганизаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйст-ва Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Прези-дента РФ от 22.12.93 г. N 2270, в соответствии с которым был введен транс-портный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97 г. на основании Указа Президента РФ "О признании ут-ратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97 г. N 1233.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
налог на имущество предприятий;
лесной доход;
плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяй-ственных систем;
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным относятся следующие налоги:
налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисля-ется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта нало-гообложения;
земельный налог;
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима-тельской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
налог на строительство объектов производственного назначения в курорт-ной зоне;
курортный сбор;
сбор за право торговли;
целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций неза-висимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
налог на рекламу;
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персо-нальных компьютеров;
сбор с владельцев собак;
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта;
сбор за право использования местной символики;
сбор за участие в бегах на ипподромах;
сбор за выигрыш на бегах;
сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, преду-смотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
сбор за право проведения кино- и телесъемок;
сбор за уборку территорий населенных пунктов;
сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и друго-го оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры);
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
По налогам могли устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
необлагаемый минимум объекта налога;
изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий платель-щиков;
Заключение:
Действующая трехуровневая налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность и самодостаточность региональных и местных уровней. Фактическое экономико-социальное неравенство этих уровней при наличии жестко установленных перечней налогов и их ставок приводит к дис-балансам. Для поддержания регионов, находящихся в сложном социально-экономическом положении ("депрессивных", "слаборазвитых", полностью за-висящих от федеральной финансовой поддержки и т.п.), в НК РФ, по нашему мнению, необходимо предусмотреть особые режимы распределения регули-рующих федеральных налогов в эти регионы и указать в Кодексе единые кри-терии таких регионов. Для остальных регионов будет действовать общий нало-говый режим.
В законодательстве о налогах и сборах все большее распространение полу-чает институт "презумпции добросовестности налогоплательщика", который находит свое применение не только в процедуре уплаты налога, но и при осу-ществлении налоговыми органами контроля за правильностью применения цен по сделкам, контроля за правомерностью заявления сумм НДС к возмещению, контроля за соответствием произведенных расходов полученным физическим лицом доходам. Это область непосредственного взаимодействия налогопла-тельщика и налогового органа, а следовательно, соответствующие процедуры НК РФ нуждаются в более взвешенном и детальном регулировании.
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что совершен-ствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных ос-нов налогообложения, установления все более четких условий взимания нало-гов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществле-нию налогово-бюджетного федерализма.